Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»

Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»

Предварительная работа:

  • чтение русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам
  • рассказывание сказок на фланелеграфе
  • дидактические игры «Угадай сказку», «Подбери словечко»
  • настольно-печатные игры «Скоро сказка складывается», «Собери сказку»
  • разучивание и отгадывание загадок
  • знакомство с русской избой, предметами обихода, старинной русской одеждой.

Материалы и оборудование:

цветные карандаши, альбомные листы бумаги, изображение печки, посуда.

 

Скачать конспект

  

                Содержание непосредственной образовательной деятельности

Цели и задачи:

- формирование элементарных представлений о жизни людей в сельской местности, о русском быте, предметах обихода,

- познакомить детей с устройством русской печи; печной посудой.

Интеграция образовательных областей:

           «Познавательное развитие»

Цели и задачи:

- учить детей понимать содержание и значение пословиц,

- закрепить знание русских народных сказок,

- упражнять в отгадывании загадок.

«Художественно-эстетическое развитие»

Цели и задачи:

- научить детей изображать предмет путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания,

- учить рисовать предмет крупно, располагая его на всем листе,

- формировать умение передавать в рисунке форму и устройство русской печи,

- закрепить умение правильно держать карандаш.

«Художественно-эстетическое развитие»

Цели и задачи:

- продолжать активность детей в играх,

- развивать быстроту, ловкость, пространственную ориентировку,

- приучать к выполнению действий по сигналу.

                

               «Физическое развитие»

Цели и задачи:

-упражнение детей в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,

- развитие любознательности, умения описывать предметы,

- умение участвовать в беседе,

- активизация употребления в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

                   «Речевое развитие»

Ход занятия.

Группа оборудована под русскую избу (стоит печь, стол с предметами утвари, лавки).

Воспитатель, одетый в русский народный костюм, исполняет роль Хозяйки, встречает детей.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим. Проходите.

Дети, вы сегодня пришли в гости в непростой дом, а старую деревенскую избу. Посмотрите, сколько здесь необычной посуды и предметов.

Ребята, а на чем готовят еду ваши мамы и бабушки?

Предположительные ответы детей: На плите газовой или электрической.

Хозяйка. А в чем варят щи, кашу? (в кастрюле). У меня нет плиты.

Отгадайте, на чем я готовлю себе еду:

Летом спит,
Зимой ест,
Тело тёплое,
А крови нет. (Печка)

Шкаф большой,
Дверцы маленькие.
Кладут белое,
Вынимают чёрное. (Печь, дрова, угли).

Вы, наверное, и печки-то не видели.

А может, кто в деревне был и печь видел? Для чего нужна печь?

Предположительные ответы детей: Печь обогревает дом.

Русскую печь любили не только за то, что она долго отдавала тепло. Русская печь с лежанкой служила отличным местом для отдыха. Тепло русской печи оказывало положительное влияние на весь организм человека.

Хозяйка. Печь не только обогревает дом. В печи я хлеб пеку, еду готовлю себе и домашним животным.

На печи у меня одежда, обувь сушится, грибочки, ягодки.

Печь – моя кормилица и помощница.

Обычно русскую печь располагали в углу, рядом с дверью.

Печке в жизни народа отводилось особое место. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи все красно лето», «Уж лучше хлебом не корми, только с печи не гони». Она не только кормила, она согревала, помогала в трудную минуту. Русские люди всерьёз думали, что если печке не оказать должного внимания, то она может всерьёз рассердиться, не помочь, не накормить.

Кто из вас знает сказки, в которых печь людям, животным помогала?

Предположительные ответы детей: «По-щучьему велению», «Гуси – Лебеди», «Жихарка», «Царевна-лягушка», «Про Иванушку–дурачка», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Хозяйка. Печка наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: помните сказку «Гуси-лебеди»? Там девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. А что Печь предлагает ей в ответ?

Дети. Отведать горячих пирожков, а потом на обратном пути прячет девочку от погони.

Хозяйка. Часто можно видеть, что печка помогает разными способами героям сказок. Она их кормит, довозит до места и спасает от нечистой силы. Злодеи не могут совладать с печкой. Они не могут ее запугать, заставить выдать свои тайны, и даже разрушить печку им не под силу. Печка-хранительница доброго огня, огня-помощника, огня согревающего и объединяющего.

Всем известна сказка «По — щучьему велению». В этой сказке печка потакает капризам ленивого Емели. Каким образом?

Дети. Везёт его во дворец, а он даже с печки не слезает.

Хозяйка. Но ведь это так не похоже на печку, которая не любит бездельников и лентяев. Однако в конце сказки оказывается, что Емеля – человек искренний, бескорыстный, с чистым сердцем и доброй душой. Единственно, кто знал, что Емеля такой, несмотря на внешнюю лень и капризность, — это печка. Значит, печка ещё и обладает чуткой душой и умением различать качества людей, их душу.

Хозяйка. Ребята, я предлагаю вам нарисовать печку. Но сначала посмотрите, как она устроена: у нее есть труба, дымоход, лежанка, шесток, печурка, опечье, где лежат дрова, устье.

Этапы рисования печки

Хозяйка предлагает детям отдохнуть и поиграть в игру.

Проводится белорусская народная игра «Заплетись, плетень»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Хозяйка. Дети, садитесь поудобнее на стулья и послушайте, что я вам еще расскажу.

Почти все в избе делается своими руками. Долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, долбили различные ковши, вазы, стаканчики. Как вы думаете, для чего предназначались все эти предметы обихода?

Воспитатель показывает и рассказывает, какие предметы для чего нужны и как называются.

Смотрите, сколько посуды на столе, и в каждой что-нибудь вкусное. На Руси у нас жадничать не принято. Об этом и в русской пословице сказано:

«Что есть в печи, все на стол мечи».

В русской печи обжигали глиняную посуду. Делали это так.

Вначале укладывали дрова, а сверху на дрова (или на предварительно уложенные кирпичи) укладывали посуду, предназначенную для обжига. Топили печку, пока температура в печи не достигала 900 градусов. После этого прекращали топить, и ждали пока печка остынет (происходило это только на следующий день). В русской печи обжигали не только посуду, но и игрушки.

Вот посмотрите — это – глиняный горшок. А кашу и щи я варю в специальном горшке – чугунке (показывает). Его отливают из чугуна. Он черный и тяжелый. Чугунок горшку братишка: смотрите, как они похожи! А сюда налито молоко, это крынка. Есть ли еще крынка в горнице? Есть и не одна! В таких глиняных крынках хранят масло, сметану, молоко, можно и квас в нее налить.

А печь-то у меня глубокая, жаркая, руки туда не сунешь. Поставить или достать чугунок с картошкой или кашей можно только ухватом. Вы, знаете, что это такое? Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Вот он за печкой стоит (показывает детям).

А это что такое?
Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берется

И опять на место кладется.

Конечно, это ложка. Смотрите, какие красивые ложки наш народ умеет делать: расписные, точеные, ручки золоченые!

Кто знает, в чем на стол соль подают? Да, вот она, солонка, она из березовой коры. Для чая тоже все приготовлено: самовар стоит, во всю прыть пыхтит.

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Самовар-самоварчик,
Ложка-ложечка,
Миска-мисочка,
Горшок-горшочек,

Чашка-чашечка,
Печь-печка, печенька,
Ухват-ухватик,
Ковш-ковшик,

Ведро-ведерко.

Хозяйка. Дети, посмотрите, посередине стола миска стоит. Раньше в деревне все ели из одной миски. Как вы думаете, наверное, трудно полную ложку ко рту нести и на стол ни капли не пролить?

Дети. Трудно.

Хозяйка. Я ложку ко рту над кусочком хлеба несу.

Теперь, если и капнут щи из ложки, то не на стол, а на хлеб. Хлеб еще вкуснее будет.

Про кашу и щи тоже пословица есть: «Щи да каша – пища наша».

Вот и каша у меня поспела. Ох, и хороша каша: масленая, в печке вареная, да на парном молочке.

Каши поедим, будем чай пить. С пирогами, с сушками, с пряниками.

Хозяйка. Чтобы всем веселей было, я вас, ребята, сушками угощу! Вы наши гости, а гостям я всегда рада: и усажу, и угощу. «Что есть в печи – все на стол мечи!» Угощайтесь на здоровье! (Угощаются.)

Просмотров: 949
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Корнеева Анна Николаевна. Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»
  • Забанова Наталия. Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию «Русская печка – всему дому Кормилица»
  • Клок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»
  • Скроб Анастасия Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «В гости к русской печке» (для детей средней группы)
  • Коврова Светлана Павловна. Проект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством 'Посиделки возле русской печки'
  • Нащекина Светлана Владимировна. Сценарий музыкального мини-спектакля по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению…»
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»
  • Завражина Людмила Борисовна. Презентация 'Взаимодействие родителей (законных представителей) с ДОУ. Цели, задачи и методы'
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Литературная викторина «В мире сказок». Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка».
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:
  • Надежда Васильевна Бэц. Интегрированное тематическое занятие «Хлеб на стол к нам пришел» для детей подготовительной к школе группы
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Панина Людмила Николаевна. Речевое развитие на основе русской народной сказки 'Снегурочка'
  • Гаджиева Тарана Нейматовна. ДИДАКТИЧЕКАЯ ИГРА для детей старшего дошкольного возраста «Есть у нас огород»
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Иванова Ульяна Александровна. Конспект методического пособия: «Дидактические игры со счётными палочками и не только»
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Пастухова Елена Александровна. Познавательное развитие ФЭМП на тему: «Путешествие в сказку «Гуси-Лебеди» (вторая младшая группа)
  • Зубарева Наталья Юрьевна. Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Приключение Карамельки и её друзей» (по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь