Скроб Анастасия Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «В гости к русской печке» (для детей средней группы)

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «В гости к русской печке» (для детей средней группы)

Воспитатель: Скроб А.Н. г. Нягань, 2019 г.

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью.
  • Обогатить словарь детей новыми словами (горнило, подпечье, лежанка, ухват, чугун, кочерга).
  • Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям русского народа, расширять кругозор детей.

Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун, кухонная утварь, горнило, подпечье, лежанка.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, русский народный костюм для хозяюшки, сундук, набор игрушек «Овощи», запись русской народная мелодии «Барыня».

Время реализации НОД: 20 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу под запись русской народной мелодии «Барыня», ребят встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки.

Хозяюшка: Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Проходите хорошо всё обглядите.

1. 1. Сюрпризный момент.

Хозяюшка обращает внимание на сундук.

Хозяюшка: Ребята, что это?

Ответы детей: Сундук.

Хозяюшка: А сундук не простой, а старинный, он хранит много тайн, забытых предметов. Сегодня он поведает об одной из них, но для этого угадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота»

Ответы детей: Печка.

2. Основная часть.

2. 1. Сообщение темы НОД.

Хозяюшка: Правильно — это печь. Печь в русской избе самое главное. Давным – давно… Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, все люди жили в деревянных домах и в каждом доме была печка. Она находилась в центре избы. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно.

Хозяюшка: Как вы думаете, зачем нужна в доме печь?

Ответы детей: «Чтобы было тепло», «Греться», «Готовить еду».

Дети разглядывают печь, хозяюшка показывает и называет её части.

Хозяюшка: Печь не только обогревала избу, в печке пекли хлеб, готовили еду. Горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую еду в ней готовили?

Ответы детей: Щи, каша, картошка, блины, пироги.

Хозяюшка: В нижней части печки есть свободное пространство, которое называется подпечье. Его используют для хранения: ухватов, кочерги, чугунков.

Хозяюшка: Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Ребята, как вы думаете, для чего служило это место?

Ответы детей: Для отдыха и сна людей.

Хозяюшка: А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки. А вы любите сказки?

Ответы детей: Да.

Хозяюшка: А в каких сказках встречается русская печь?

Ответы детей: «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят».

Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне?

2. 2. Игра «Варим щи»

Дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи (капуста, морковь, лук, картофель).

Хозяюшка: Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Какие дрова вы знаете?

Ответы детей: Берёзовые, дубовые…

Дети дрова кладут в печь.

Дыхательная гимнастика.

Хозяюшка: А теперь все вместе подуем на дрова, чтобы огонёк разгорелся. Дуем, дуем все вместе. Молодцы! Вот и растопилась наша печка, какая она стала, как вы думаете?

Ответы детей: Теплая, горячая.

Хозяюшка: А как нам поставить наш чугунок в печь, ведь наша печь уже горячая? Для этого есть такое приспособление, которое называется ухват (показ ухвата). Посмотрите, ухват как-бы хватает чугунок и ставит его в печку (показ способа действия). Из чего сделана ручка ухвата?

Ответы детей: Из дерева.

Хозяюшка: А сам ухват?

Ответы детей: Железный.

Хозяюшка: А теперь каждый попробуйте подержать чугунок ухватом.

Хозяюшка: Чтобы в чугунке щи быстрее сварились, нужно угли в печке пошевелить. А для этого нам понадобится кочерга – это изогнутый железный прут, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи (обращение к ребенку «Пошевели, пожалуйста, дрова в печи, чтобы они лучше разгорелись»).

Хозяюшка: А вот рядом с нашей печью стоит деревянный предмет, на что он похож?

Ответы детей: На лопату.

Хозяюшка: Ребята, этот предмет так и называют «деревянная лопата».

Она нужна, чтобы класть пироги, хлеб в печь и вытаскивать их, когда они спекутся.

Хозяюшка: Ребята, все перечисленные предметы называются «кухонной утварью».

Хозяюшка: А пока, щи наши варятся, мы с вами поиграем.

2. 3. Хороводная игра «Ходит Ваня».

Дети, стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, посреди кружочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка.

«Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка

По окончанию песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей.

Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется.

2. 4. Загадки.

Хозяюшка: Молодцы хорошо играете. А сейчас ребята, отгадайте

мои загадки.

1. Помогаю я хозяйке

Ухватить чугунок жаркий… (Ухват).

2. Поправить топку

Помогаю ловко

Помощница огня.

Трудяга… (Кочерга).

3. Помогает нам

Красавица у печи

Снять с плиты

Пироги и калачи,

Чтобы мог в рот

Положить их ты… (Деревянная лопатка)

4. Варят суп во мне и щи,

Ты в печи меня ищи… (Чугунок).

3. Рефлексия.

Хозяюшка: А пока мы играли, щи наши сварились.

Хозяюшка достаёт щи из печки.

Хозяюшка: Помогли вы мне. Спасибо. А за это у меня для вас угощение есть.

Хозяйка угощает детей пирожками.

Хозяюшка: Вы, наверное, устали много интересного узнали. Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться. До свидания!

Просмотров: 430
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Корнеева Анна Николаевна. Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Авдеенко Кирилл. Ваня-футболист
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Забанова Наталия. Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Коврова Светлана Павловна. Проект по ознакомлению детей старшей группы с народным искусством 'Посиделки возле русской печки'
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Михайловская Светлана Владимировнайловская. НОД детей подготовительной к школе группы.“Знакомство детей с русской народной культурой'
  • Сафонова Галина Николаевна. Конспект физкультурной образовательной деятельности Степ-аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Остраускас Марина Викторовна, Руденко Алла Анатольевна. Осенний праздник для детей средней группы По мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Беляева Валентина Николаевна. Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Ульзуева Анастасия Викторовна. Презентация «Русская изба» для детей средней группы. Проектная деятельность «В горнице моей…»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь