Михайловская Светлана Владимировнайловская. НОД детей подготовительной к школе группы.“Знакомство детей с русской народной культурой'

НОД детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с русской народной культуройИнтегрируемые образовательные области: познание,  коммуникация,  труд,  социализация музыка.
Задачи: 1. Развивать знания детей об истоках русской народной культуры.
2. Познакомить детей с русским народным праздником’ Кузьминки”.
3. Дать понятия о ремёслах, их значении в жизни человека.
4 .Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать своё мнение.
5. Обогащение словарного запаса: бессеребренник,  труженик .
6. Совершенствовать умение фантазировать , используя в качестве основы праздничную игровую ситуацию.
Материалы и оборудование для презентации: Обстановка русской избы, лоскутное одеяло, русский платок , лоскутное одеяло куклы закрутки, атласные ленты, тесьма, столы, стулья, фонограмма с русской народной музыкой.
Ход занятия:
(Тихо звучит русская народная музыка, дети входят в зал, который украшен декорациями под русскую избу.)
Хозяйка (педагог) встречает детей в русском народном костюме
(дети проходят в зал)
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, гости желанные!  Проходите!  Места всем хватит, рассаживайтесь, кому как удобно!
Хозяйка: Спасибо вам, что зашли ко мне в гости. Сегодня я пригласила вас, чтобы рассказать вам про русский народный праздник ‘’Кузьминки’’
(ребята садятся на стулья)
Хозяйка: У меня есть волшебная доска, которая умеет показывать. С помощью неё я вам покажу и расскажу про то, как русский народ праздновал праздник’’ Кузьминки’’
Презентация ’’Кузьминки’’
1. слайд    Хозяйка: Осень – это пора русских народных праздников. Один из осенних праздников – это’’ Кузьминки’’.  ‘’ Кузьминки’’  по народному календарю проводится в конце осени  14 ноября. Праздник Кузьминки – знаменует проводы осени и встречу зимы.
2. слайд   Хозяйка: Праздник Кузьминки назван в честь двух братьев  Кузьмы и Демьяна.  В старину жили два брата Кузьма и Демьян. Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами. Братья много трудились – за это в старину их стали называть тружениками. А за то что Кузьма и Демьян помогали людям, а денег (серебро) за свою работу не брали, люди стали их называть бессеребренниками.  Слава о братьях прошла по всей округе.  За добрые дела Кузьму и Демьяна стали считать покровителями ремёсел – кузнечного дела  и  женского рукоделия. После осенних трудовых дней в доме собиралась вся семья.  Кузьма и Демьян охраняли дом от всякой беды,  от всякого лиха.
3. слайд Ремесло – это умение профессионально изготавливать какое – либо изделие.  В народе говорили  ‘’Кузнец’’ -  всем ремёслам отец.  Ведь изготовленные кузнецом предметы необходимы плотникам,  столярам, сапожникам, хлеборобам ,воинам .
Хозяйка: Ребята, как вы думаете, нужно ли обучатся ремеслу?
(рассуждение детей)
Хозяйка: А теперь давайте немного поиграем.  Я буду называть ремесленника,  а вы будете мне показывать, что же он делал.
Плотник – дети показывают имитацию топора в руках и имитируют рубку топором избы со звуком «Ух»
Столяр – дети показывают имитацию: молотком забивают гвозди в стол со звуком «Тук – тук»
Портной – дети показывают имитацию : рукой держат иголку и шьют со звуком «Вших – вжих»
Кузнец – дети имитируют как кузнец бьёт молотом по наковальне со звуком «Ком – гом»
(Хозяйка называет ремесленников,  дети имитируют движения каждого ремесленника с определёнными звуками и так продолжается несколько раз)
4. слайд   Хозяйка: Куй железо пока горячо! Не куёт железо молот, куёт кузнец.  Кузнец берёт железо из горла большими щипцами.  Кладёт его на железную наковальню и тяжёлым молотом начинает ковать,  например: подкову, гвоздь, топор, железную ось для колеса.
Хозяйка: Сейчас  я вам ребята загадаю загадки про инструменты, которые в основном сделаны из железа, а вы должны их отгадать.
Загадки
1. Сам худ – голова с пуд
На работу вышел, каждый услышал.
(молоток)
2.Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет.
(гвоздь)
3.Всех на свете обшивает
Что сошьёт и надевает.
(игла)
4.Два кольца два конца
Посередине – гвоздик.
(ножницы)
5.Скоро ест, мало жуёт
Сама не ест, другим не даёт.
(пила)
6.Кланяется, кланяется

Придёт домой - растянется.

(топор)

5. слайд: Кузнецы большие мастера.  Они изготавливали не только подковы, гвозди, косы, серпы, мечи, наконечники для стрел, боевые топоры, но и плели, ветееватые узоры из железа, изготавливали колокольчики ,птичек.

6. слайд  Хозяйка: Кузьма с Демьяном большие работники.  Они и кузнецы,  и плотники.  Кузнецы выполнили всю свою работу и уже готовы веселиться на празднике.

7. слайд  Хозяйка: В народе Кузьму и Демьяна считали и покровителями кур.  В старину праздник ‘’Кузьминки’’ называли «Куриные именины», курочек и петушков раздаривали, как подарки. Петушок был главным олицетворением праздника, девушки на посиделки приносили петуха. Про кур и петухов родилось не мало пословиц и поговорок.

Хозяйка: А теперь ребятки давайте поиграем.

(физминутка «Петушок»)

Ох, ох, что за гром?

Ох, ох, что за гром?

(руки – к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом

(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток тук – тук

(хлопки руками)

Помогать идёт петух

(шаги с наклонами в стороны)

(игра продолжается 2-3 раза)

8 слайд.  Хозяйка: Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия.  Поэтому праздник’’ Кузьминки’’ считали и девичьим праздником. Девушки на праздник собирались в избе, приносили из дома необходимые предметы для рукоделия и принимались вышивать, вязать, шить, прясть пряжу.

9 слайд. Девушки на празднике занимались не только рукоделием, но и пели песни, танцевали и водили хороводы.

10 слайд. К вечеру девушки приглашали на свои посиделки парней.  С ними они играли, загадывали загадки, пели песни, заводили хороводы.

Хозяйка: Ребята я вас приглашаю завести хоровод.  Покажите – ка удаль молодецкую и красу девичью.

Дети выходят, становятся в хоровод.

(Играет приглушённо  русская  народная  музыка.  Дети ведут хоровод ,постепенно его закручивая)

Дети, закручивая хоровод, говорят такие слова:

Вейся, вейся, капуста

Заливайся белая

Да и как капусте не виться

Серой белой не ломиться

Вечерняя капуста,

Вечерняя, белая

Дождик льёт, поливает

Серую – белую ломает

Хоровод набирает.

(После исполнения хоровода дети садятся на стульчики)

Хозяйка: А теперь ребята присядьте – ка поудобние. Посмотрите – ка  сюда, на волшебную чудо доску.

11 слайд. Хозяйка: На празднике ‘’Кузьминки ‘’ устраивались игры, которые помогали выбрать жениха или невесту.

Хозяйка: Давайте поиграем в русскую народную игру «Яша».  Ребята вставайте в большой хоровод.

Хозяйка: Собирайся народ

Шире!  Шире!  Хоровод!

(Дети встают в хоровод, идут по кругу и поют)

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки солёные

Ядра золочёные

Чок – чок -  пятачок

Вставай Яша – дурачок

Где твоя невеста?

В чём она одета?

Как её зовут?

И откуда привезут?

(Яша стоит в кругу с завязанными глазами.  Со словами «чок – чок пятачок» дети хлопают в ладоши. Яша идёт по кругу и выбирает ребёнка из хоровода, отгадывает его на ощупь, по одежде, кто это.  Если отгадает, то ведущим становится тот, кого узнали.  Игра продолжается несколько  раз )

Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивали обязательно и поцелуйные игры . Предлагаю вам сыграть в игру ‘’Сахаринка’’. Я мальчику даю в руки платочек, и он должен выбрать себе девочку, и трижды с ней поцеловаться, и передать ей свой платочек.

(Водящий  мальчик  идёт  противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой.  Дети образуют круг , берутся за руки, идут по кругу и поют)

Сахаринка, сахаринка, на полу

Я возьму и сахаринку подниму

Сахар съела, песню пела

Целовать дружка хотела

Целовать дружка хотела

Так целуй!

(По окончании песенки дети останавливаются, водящий выбирает девочку.  Если водящий девочка, то выбирает мальчика.  Водящий подходит к девочке, берёт за руку и ведёт в центр круга.  По - русскому обычаю трижды целует, передаёт ей платочек и встаёт в хоровод. В центре остаётся девочка. Игра продолжается несколько раз .После игры дети садятся на стулья.)

Хозяйка: Ребята, присаживайтесь, скажите, какие кулинарные блюда ваши мамы готовят к празднику?

(Дети перечисляют праздничные блюда)

12 слайд. Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивался пир. Обязательными блюдами на праздничном столе были каша с кусочками курицы, куриная лапша и пирог из курицы, назывался он ‘’Курник’’. Все блюда готовили с добавлением куриного мяса. Ведь не даром говорили: ’’ На Кузьму Демьяна Курицу на стол.’’

13 слайд. Хозяйка:  А вот в старину считалось, что если на праздник  девушка или парень нашли себе пару,  то празднику конец.  Вот Кузьме нашли пару.

Хозяйка: Ребята, я предлагаю вам доделать ваших куколок, которых вы делали на прошлой нашей встрече, Мальчики делают -  Кузьму.  Девочки делают кукол – девушек.  И Кузьме будет пара. Подойдите к столам, возьмите своих кукол, сядьте на покрывало и доделайте своих кукол.

(Дети берут со стола кукол, садятся и доделывают куклам ноги и руки)

Хозяйка: Вот какая пара – Кузьма с Девушкой.

Ребята, на память о празднике, подарите своих кукол нашим гостям.

Хозяйка: Ребята ,давайте теперь поговорим о празднике ‘’Кузьминки''.

1. Почему в народе праздник  называют ‘’Кузьминки’’?

2. Как к нему готовились?

3. Что делали на этом празднике?

4. Зачем люди придумали праздник?

(Дети отвечают)

Хозяйка: Дети, наша встреча закончилась. Прощайте, гости дорогие! Гости желанные! До новых встреч.  До свидания.

(Дети уходят под русскую народную музыку)

Просмотров: 469
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Пономарева Елена Сергеевна. Спортивный праздник «Здоровые дети – в здоровой семье»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Моор Галина. Утренник для детей подготовительной группы «Кузьминки»
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Гараева Зульфия Марселовна. Сценарий развлечения для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Как дети научили Бабу Ягу дорожным знакам»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Рожкова Римма Фёдоровна. Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Васкевич Майя Ивановна. Стихотворение про воспитание «Дети и телефон»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь