Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, труд, социализация музыка. Задачи: 1. Развивать знания детей об истоках русской народной культуры. 2. Познакомить детей с русским народным праздником’ Кузьминки”. 3. Дать понятия о ремёслах, их значении в жизни человека. 4 .Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать своё мнение. 5. Обогащение словарного запаса: бессеребренник, труженик . 6. Совершенствовать умение фантазировать , используя в качестве основы праздничную игровую ситуацию. Материалы и оборудование для презентации: Обстановка русской избы, лоскутное одеяло, русский платок , лоскутное одеяло куклы закрутки, атласные ленты, тесьма, столы, стулья, фонограмма с русской народной музыкой. Ход занятия: (Тихо звучит русская народная музыка, дети входят в зал, который украшен декорациями под русскую избу.) Хозяйка (педагог) встречает детей в русском народном костюме (дети проходят в зал) Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, гости желанные! Проходите! Места всем хватит, рассаживайтесь, кому как удобно!
Хозяйка: Спасибо вам, что зашли ко мне в гости. Сегодня я пригласила вас, чтобы рассказать вам про русский народный праздник ‘’Кузьминки’’ (ребята садятся на стулья) Хозяйка: У меня есть волшебная доска, которая умеет показывать. С помощью неё я вам покажу и расскажу про то, как русский народ праздновал праздник’’ Кузьминки’’ Презентация ’’Кузьминки’’ 1. слайд Хозяйка: Осень – это пора русских народных праздников. Один из осенних праздников – это’’ Кузьминки’’. ‘’ Кузьминки’’ по народному календарю проводится в конце осени 14 ноября. Праздник Кузьминки – знаменует проводы осени и встречу зимы. 2. слайд Хозяйка: Праздник Кузьминки назван в честь двух братьев Кузьмы и Демьяна. В старину жили два брата Кузьма и Демьян. Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами. Братья много трудились – за это в старину их стали называть тружениками. А за то что Кузьма и Демьян помогали людям, а денег (серебро) за свою работу не брали, люди стали их называть бессеребренниками. Слава о братьях прошла по всей округе. За добрые дела Кузьму и Демьяна стали считать покровителями ремёсел – кузнечного дела и женского рукоделия. После осенних трудовых дней в доме собиралась вся семья. Кузьма и Демьян охраняли дом от всякой беды, от всякого лиха. 3. слайд Ремесло – это умение профессионально изготавливать какое – либо изделие. В народе говорили ‘’Кузнец’’ - всем ремёслам отец. Ведь изготовленные кузнецом предметы необходимы плотникам, столярам, сапожникам, хлеборобам ,воинам . Хозяйка: Ребята, как вы думаете, нужно ли обучатся ремеслу? (рассуждение детей) Хозяйка: А теперь давайте немного поиграем. Я буду называть ремесленника, а вы будете мне показывать, что же он делал. Плотник – дети показывают имитацию топора в руках и имитируют рубку топором избы со звуком «Ух» Столяр – дети показывают имитацию: молотком забивают гвозди в стол со звуком «Тук – тук» Портной – дети показывают имитацию : рукой держат иголку и шьют со звуком «Вших – вжих» Кузнец – дети имитируют как кузнец бьёт молотом по наковальне со звуком «Ком – гом» (Хозяйка называет ремесленников, дети имитируют движения каждого ремесленника с определёнными звуками и так продолжается несколько раз) 4. слайд Хозяйка: Куй железо пока горячо! Не куёт железо молот, куёт кузнец. Кузнец берёт железо из горла большими щипцами. Кладёт его на железную наковальню и тяжёлым молотом начинает ковать, например: подкову, гвоздь, топор, железную ось для колеса. Хозяйка: Сейчас я вам ребята загадаю загадки про инструменты, которые в основном сделаны из железа, а вы должны их отгадать. Загадки 1. Сам худ – голова с пуд На работу вышел, каждый услышал. (молоток) 2.Бьют Ермилку по затылку, Он не плачет, только носик прячет. (гвоздь) 3.Всех на свете обшивает Что сошьёт и надевает. (игла) 4.Два кольца два конца Посередине – гвоздик. (ножницы) 5.Скоро ест, мало жуёт Сама не ест, другим не даёт. (пила) 6.Кланяется, кланяется
Придёт домой - растянется.
(топор)
5. слайд: Кузнецы большие мастера. Они изготавливали не только подковы, гвозди, косы, серпы, мечи, наконечники для стрел, боевые топоры, но и плели, ветееватые узоры из железа, изготавливали колокольчики ,птичек.
6. слайд Хозяйка: Кузьма с Демьяном большие работники. Они и кузнецы, и плотники. Кузнецы выполнили всю свою работу и уже готовы веселиться на празднике.
7. слайд Хозяйка: В народе Кузьму и Демьяна считали и покровителями кур. В старину праздник ‘’Кузьминки’’ называли «Куриные именины», курочек и петушков раздаривали, как подарки. Петушок был главным олицетворением праздника, девушки на посиделки приносили петуха. Про кур и петухов родилось не мало пословиц и поговорок.
Хозяйка: А теперь ребятки давайте поиграем.
(физминутка «Петушок»)
Ох, ох, что за гром?
Ох, ох, что за гром?
(руки – к щекам, наклоны в сторону)
Муха строит новый дом
(движения, имитирующие работу с молотком)
Молоток тук – тук
(хлопки руками)
Помогать идёт петух
(шаги с наклонами в стороны)
(игра продолжается 2-3 раза)
8 слайд. Хозяйка: Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия. Поэтому праздник’’ Кузьминки’’ считали и девичьим праздником. Девушки на праздник собирались в избе, приносили из дома необходимые предметы для рукоделия и принимались вышивать, вязать, шить, прясть пряжу.
9 слайд. Девушки на празднике занимались не только рукоделием, но и пели песни, танцевали и водили хороводы.
10 слайд. К вечеру девушки приглашали на свои посиделки парней. С ними они играли, загадывали загадки, пели песни, заводили хороводы.
Хозяйка: Ребята я вас приглашаю завести хоровод. Покажите – ка удаль молодецкую и красу девичью.
Дети выходят, становятся в хоровод.
(Играет приглушённо русская народная музыка. Дети ведут хоровод ,постепенно его закручивая)
Дети, закручивая хоровод, говорят такие слова:
Вейся, вейся, капуста
Заливайся белая
Да и как капусте не виться
Серой белой не ломиться
Вечерняя капуста,
Вечерняя, белая
Дождик льёт, поливает
Серую – белую ломает
Хоровод набирает.
(После исполнения хоровода дети садятся на стульчики)
Хозяйка: А теперь ребята присядьте – ка поудобние. Посмотрите – ка сюда, на волшебную чудо доску.
11 слайд. Хозяйка: На празднике ‘’Кузьминки ‘’ устраивались игры, которые помогали выбрать жениха или невесту.
Хозяйка: Давайте поиграем в русскую народную игру «Яша». Ребята вставайте в большой хоровод.
Хозяйка: Собирайся народ
Шире! Шире! Хоровод!
(Дети встают в хоровод, идут по кругу и поют)
Сиди, сиди, Яша,
Под ореховым кустом.
Грызи, грызи, Яша,
Орешки солёные
Ядра золочёные
Чок – чок - пятачок
Вставай Яша – дурачок
Где твоя невеста?
В чём она одета?
Как её зовут?
И откуда привезут?
(Яша стоит в кругу с завязанными глазами. Со словами «чок – чок пятачок» дети хлопают в ладоши. Яша идёт по кругу и выбирает ребёнка из хоровода, отгадывает его на ощупь, по одежде, кто это. Если отгадает, то ведущим становится тот, кого узнали. Игра продолжается несколько раз )
Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивали обязательно и поцелуйные игры . Предлагаю вам сыграть в игру ‘’Сахаринка’’. Я мальчику даю в руки платочек, и он должен выбрать себе девочку, и трижды с ней поцеловаться, и передать ей свой платочек.
(Водящий мальчик идёт противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой. Дети образуют круг , берутся за руки, идут по кругу и поют)
Сахаринка, сахаринка, на полу
Я возьму и сахаринку подниму
Сахар съела, песню пела
Целовать дружка хотела
Целовать дружка хотела
Так целуй!
(По окончании песенки дети останавливаются, водящий выбирает девочку. Если водящий девочка, то выбирает мальчика. Водящий подходит к девочке, берёт за руку и ведёт в центр круга. По - русскому обычаю трижды целует, передаёт ей платочек и встаёт в хоровод. В центре остаётся девочка. Игра продолжается несколько раз .После игры дети садятся на стулья.)
Хозяйка: Ребята, присаживайтесь, скажите, какие кулинарные блюда ваши мамы готовят к празднику?
(Дети перечисляют праздничные блюда)
12 слайд. Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивался пир. Обязательными блюдами на праздничном столе были каша с кусочками курицы, куриная лапша и пирог из курицы, назывался он ‘’Курник’’. Все блюда готовили с добавлением куриного мяса. Ведь не даром говорили: ’’ На Кузьму Демьяна Курицу на стол.’’
13 слайд. Хозяйка: А вот в старину считалось, что если на праздник девушка или парень нашли себе пару, то празднику конец. Вот Кузьме нашли пару.
Хозяйка: Ребята, я предлагаю вам доделать ваших куколок, которых вы делали на прошлой нашей встрече, Мальчики делают - Кузьму. Девочки делают кукол – девушек. И Кузьме будет пара. Подойдите к столам, возьмите своих кукол, сядьте на покрывало и доделайте своих кукол.
(Дети берут со стола кукол, садятся и доделывают куклам ноги и руки)
Хозяйка: Вот какая пара – Кузьма с Девушкой.
Ребята, на память о празднике, подарите своих кукол нашим гостям.
Хозяйка: Ребята ,давайте теперь поговорим о празднике ‘’Кузьминки''.
1. Почему в народе праздник называют ‘’Кузьминки’’?
2. Как к нему готовились?
3. Что делали на этом празднике?
4. Зачем люди придумали праздник?
(Дети отвечают)
Хозяйка: Дети, наша встреча закончилась. Прощайте, гости дорогие! Гости желанные! До новых встреч. До свидания.
(Дети уходят под русскую народную музыку)
|