Воспитатель: Яковлева Т.В.
Цель: Ознакомление с историей русского крестьянского быта и народного искусства.
Задачи:
- Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Создавать необходимую предметно-развивающую среду.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине.
- Вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию.
- Вызвать интерес к народному фольклору.
- Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
- Формировать умение работать сообща, выполнять коллективную работу.
Предварительная работа: просмотр презентации на тему «Русский быт и традиции», знакомство с поговорками и загадками.
Дети в русских народных костюмах заходят под народную музыку народногоинструмента «Гусли»
Скачать конспект
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаем вас.
Ребята-знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? (Ответы детей) Будьте здоровы, здравствуйте.
(дети и воспитатель приветствуют гостей)
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, будем передавать торбу и воображать как –будь – то мы передаем содержимое торбы друг –другу.
(Под звучание русской плясовой дети играют)
Катилась торба
с высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница,
С кем хочешь
Поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрый и честных людей!
Воспитатель: — Ребята, я сегодня вам предлагаю заглянуть в прошлое. Как нам с вами оказаться в русской избе, давайте бросим по тканой дорожке клубок с нитками и он нас приведет в горницу. Закроем глаза, вокруг обернемся и окажемся в гостях. (открывается ширма за которой находится панно на стене с изображением русской избы и ее различных предметов. Посмотрите, вот мы с вами оказались в светлице!
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
- И что же мы там видим? На что вы обратили внимание?
- Правильно, печь! Стоит девица в избе
Коса на дворе, (печь)
Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. Что делали в печи? (Ответы детей) В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети; Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела.
- В народе говорили: «Печь — греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»
- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Добрая- то речь, коль в избе есть печь»
«Печь нам мать родная»;
- Главным назначением печи всегда было приготовление пищи.
Ребята скажите: в какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках)
- Какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель)
Воспитатель: я сейчас загадаю загадку:
Рогат — да не бык,
Хватает — да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт. (Ухват)
- В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ”
Ухват — это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож на вилы.
- По русскому обычаю к столу приглашали «Милости просим к столу» (Гость отвечал- благодарствую)
На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь.. Давайте ребята рассмотрим с вами всю домашнюю утварь лохань, она служила для стирки белья, посуда была вся из дерева, чугунки в которых готовили пищу, щи да кашу были чугунные, белье гладили специальным приспособлением оно называлось «Рубель». (воспитатель показывает как пользовались приспособлением). В горнице находится ткацкий станок люди сами ткали ткань для одежды, ее так и называли домотканая.
Я вам хочу прочитать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского
«Как рубашка в поле выросла»
Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.
Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка".
Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:
- Славная у тебя рубашечка будет!
Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.
"У братца Васи такие глазки, — подумала Таня, — но рубашечек таких я ни на ком не видала".
Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.
II. Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:
- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.
Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.
- Славная у тебя рубашка будет, — опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:
"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".
III. Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть.
"Это нитки, — думает Таня, — а где же рубашечка?"
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.
Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки. Вопросы о чем рассказ, ответы детей. А теперь ребята давайте Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Хорошо мы поиграли. Стук в дверь: «Дети я поселилась в новую избу, а половика нет постелить на пол, мне нужна помощь, помогите мне соткать половик. Воспитатель: Дети поможем Марье! (Участник родительница воспитанницы старшей группы)
На столах лежат различные предметы с помощью которых дети разными красками наносят отпечатки на заготовленных половичках. (дети сами выбирают чем будут наносить рисунок на половик) В результате когда высыхают работы дети склеивают полученные рисунки и у них получается половик. Ребята рассматривают готовую работу. Дарят свою работу Марье, Марья благодарит и уходит. Воспитатель задает вопросы. О чем сегодня дети узнали, что им понравилось, хотели бы они еще побывать в прошлом. (ответы детей) А на память о нашей встрече мы сфотографируемся в русской избе.
Теперь мы с вами бросим клубок по дорожке и вернемся в группу.
|