Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект занятия 'Как рубашка в поле выросла' (экспериментальная деятельность)

Конспект занятия Как рубашка в поле выросла (экспериментальная деятельность)МБДОУ «Центр развития ребёнка- детский сад №1»

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности на тему: Экспериментальная деятельность через музейную педагогику(«Как рубашка в поле выросла») в подготовительной группе.
Воспитатель: Шестерикова Н.Н  п.Богородское 2014 год
Цель:Познакомить детей с производством льняной ткани и способом её окрашивания через экспериментальную деятельность.
Задачи:1.Расширять представления детей о быте и традициях русского народа.
2.Закреплять умение различать виды тканей,названия профессий текстильной промышленности.
3.Обогащать словарь детей за счёт использования слов из народного фольклора.
4.Формировать практические навыки исследовательской деятельности.
5.Воспитывать бережное отношение к одежде как результату труда людей
Скачать конспект
Ход образовательной деятельности:
Дети входят под музыку «Синий лён».
1.Организационный момент
Воспитатель:Ребята,посмотрите,сколько у нас сегодня гостей.Давайте поздороваемся с ними.
Дети:Доброе утро,мы очень рады вас видеть.
Воспитатель:Ребята,вы сегодня очень красивые,на вас разная,модная, разноцветная одежда.Как вы думаете,зачем люди носят одежду?
Дети:Люди носят одежду,чтобы защищать своё тело от холода,жары,
дождя,быть красивым,нарядным.
Восп.Знаете ли вы,откуда берётся одежда?
Дети:варианты ответов.
Восп:Легко ли создавать одежду?
Ответы детей.
Восп:Я согласна с тобой.Это очень долгий и трудоёмкий процесс.Я предлагаю вам сегодня посетить музей льна и узнать,как появилась
одежда? (встают около музея).
2.Основная часть занятия
Восп:Ребята,посмотрите,что это?
Дети:Сундук.
Восп:Как вы думаете,для чего нужны сундуки?
Дети:Сундуки нужны,чтобы хранить одежду.
Восп:Интересно,что за тайну сундук хранит?
- Сундук откроется,если вы вспомните пословицы и поговорки об одежде.
Дети: «По одёжке встречают,по уму провожают»,«Не одежда красит
человека,а его добрые дела», «Не украшай платье,а украшай ум», «Красавица и в старом платье хороша», «Какова пряха,такова и рубаха, «Каков человек,такова и одежда».(объяснить смыл 2 пословиц).
Восп:Вот сундук и открылся.Достаёт льняную рубашку.
Восп:Читает: «Я рубашка,в поле выросла...».Что за чудеса?Как может
рубашка расти в поле?
Ответы детей.
Восп:Вы узнаете,если отгадаете загадку: «Мал- малышок в землю зашёл,синюю шапку нашёл,из земли вырастал,весь мир одевал».
Дети отвечают:(лён).
Восп:В старину одежду шили из льняной ткани.
Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундуке.
Просит детей достать другие предметы.
Восп:Что это?(дети называют знакомые предметы).
Дети:льняные нитки,семена льна,лоскутки,волокна льна.
Восп:Я предлагаю вам,ребята,пройти за столы и внимательно рас-
смотреть эти предметы на столе.
Дети садятся за столы.
Восп:Возьмите лоскутки ткани.Потрогайте,потяните,какая она на ощупь?
Дети:Ткань плотная,грубая,шершавая.
Восп:Рассмотрите лоскутки под лупой.Что вы видите под лупой?
Из чего сделана ткань?
Дети:Ткань соткана из ниток.
Восп:Посмотрите внимательно,как эти нити расположены?
Дети:варианты ответов...(переплетаются).
Восп:Вытащите одну нить из лоскутка.
Дети вытаскивают нитку.
Восп: Рассмотрите.Потяните нитку. Что можно сказать про нить?
Дети:не рвётся,упругая,крепкая.
Восп:Раскрутите нить.Трудно?
Дети:Да.
Восп:Почему она не рассыпается и не рвётся?
Дети:варианты ответов(свёрнута,скручена,спрядена,соткана).
Восп:Правильно.Нитка скручена.
Восп:Поищите среди предметов то, из чего скрутили нить.
Восп.показывает волокна.
Восп:Что это такое?
Дети:варианты ответов.
Восп:Правильно.Это волокна,из них и делают нитки.У вас на столах лежат волокна.Давайте попробуем скрутить их в пальчиках.Показывает.
Дети повторяют.
Восп:Что мы получили,скручивая волокно?
Дети:нитку,верёвку.
Восп:Чем отличается нитка от волокна?
Дети:Нитки спрядены,а волокно редкое,рыхлое.
Восп:Как вы думаете,из чего образовались волокна?
Ответы детей.
Восп: Выросли они из семян льна.У вас на столах лежат семена.
Рассмотрите их и назовите.
Дети называют:(семя гороха,тыквы,фасоли,льна).
Словесная игра «Назови семя».
Семя из гороха какое?(гороховое),из тыквы-тыквенное,из фасоли-
фасолевое,из льна-льняное.
Восп:найдите льняное семя,рассмотрите,потрогайте его и скажите,
какое оно на ощупь,по цвету,размеру?
Дети:маленькое,тёмно-коричневое,блестящее.продолговатое,гладкое.
Восп:Я предлагаю вам пройти в наш музей и узнать,как выращивают лён.(дети встают полукругом).
Фотопрезентация.
1.Весной лён сеяли,приговаривая:
Зародися,мой льнище
И долог и тонок!
2.Прорастает семя и вырастает красивое и нежное растение голубыми цветочками.
3.Отцветёт наш ленок и на стеблях появятся коробочки с семенами.Скажите,в чём образуется зерно у пшеницы,ржи?
Дети:В колосьях.
4:Лён созрел для уборки.Осенью убирают лён,выдёргивая с корнем
(ещё говорят «теребят» лён.) повтор.индивидуально.
5.Вспомните,во что раньше вязали рожь,пшеницу?
Дети:Раньше вязали рожь,пшеницу в снопы.
Восп:Завязывают снопики ,приговаривая: «ты удайся,мой беленький ленок», ставят их в поле сушить.
6.Высушенный лён очищают от головок с семенами.Из льняного семя дела-
ют льняное масло.Какое ещё вы знаете масло?
Дети:оливковое,подсолнечное,облепиховое.
Восп:Верно.Эти масла используют в пище и для изготовления лекарств. Лекарство получают,настаивая сухие стебли льна.
7.Ребята,скажите,пожалуйста,как ещё называют сухие стебли?
Дети:солома.
Восп:Правильно.Оставшуюся солому расстилают,вымачивают,потом высушивают.Так делают несколько раз ,пока стебли льна не станут мягкими.После этого лён «треплют». Повтор.индивид.
Как вы думаете,для чего треплют лён?
Дети:Чтобы волокна стали мягкими.
8.Потом лён «чешут», как девушка свою косу.При вычёсывании удаляются жёсткие частички.
9.Раньше из вычесанного льна женщины и девушки пряли нити,а сейчас
это делают машины.
Восп:Для чего используют льняные нити?
Дети:Из готовых ниток ткали полотно на ткацком станке,а сейчас ткут
ткани на ткацкой фабрике.Что шьют из ткани?
Дети:Из готовой ткани шили бельё,скатерти,полотенца,одежду.
10.Одежду украшали вышивкой.Вышивка-это не просто украшение,это оберег человека от злых сил и болезней.О вышивке мы с вами поговорим в другой раз,когда вы придёте в музей.
Восп:Вот видите,сколько труда вложено,чтобы рубашка на свет появилась! «Лён вымотает-лён и озолотит»-так гласит древняя русская пословица. Повтори пословицу инд.
Восп:После работы шли все от мала до велика в новых рубашках,нарядах
песни петь,да плясать.Давайте и мы с вами заведём хоровод.
Игра-хоровод «Ленок».
Восп:Ребята, предлагаю вам пройти в другую часть музея.
Встают полукругом около фланелеграфа.(мнемотаблица выращивания льна)
Восп:Вот мы и узнали,как рубашка в поле выросла.
Восп:Ребята,посмотрите на схему и скажите,какие профессии людей нужны,чтобы вырастить рубашку в поле?
Дети:пахарь,прядильщик,чесальщик,ткачиха.
Восп:В наше время профессию людей,занимающихся выращиванием льна,называют льновод.(повтори …).
Восп:Льняная ткань славилась тем,что в одежде из этой ткани зимой не холодно,а летом не жарко,тело в ней дышит. Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лён одет,проживёт до ста лет».
Одежду шьют и из других тканей.Давайте вспомним,из каких.
Дидактическая игра «Из чего шьют?»(с платком)
Блуза из шёлка(какая?)-шёлковая
Рубашка из льна-льняная
Платье из ситца-ситцевое
Жилет из бархата-бархатный
Юбка из вельвета-вельветовая
Халат из фланели-фланелевый
Штаны из шерсти-шерстяные
Платок из шифона-шифоновый
Майка из трикотажа-трикотажная
Куртка из джинса-джинсовая
Восп:Ребята,скажите,пожалуйста,кто придумывает и создаёт одежду?
(ответы детей)
Восп:Одежду придумывают художники-модельеры,дизайнеры,художники по росписи тканей,закройщик,швея,вышивальщица.
Восп:Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли художников по росписи тканей.
Я приглашаю вас пройти за столы.
Дети садятся за столы.

Восп:В старину люди носили белую одежду.Когда наступали праздники,людям хотелось выглядеть красивыми,нарядными.Они стали придумывать,как украсить ткань.Раньше красок не было.Как вы думаете,чем окрашивали ткань?

Ответы детей.
Восп:Верно, люди использовали для окрашивания ткани растения, овощи,фрукты,ягоды.Профессию людей,занимающихся окрашиванием
ткани в старину,называли крашенник.(повтор.индив.)
Демонстрация опыта.
Восп. с помощью пинцета окунает лоскуток ткани в отвар луковой шелухи.Посмотрите,что происходит с тканью?
Дети:ткань покрасилась.Верно,вы можете в домашних условиях с
родителями покрасить ткань натуральными красками.Они экологически чистые,безопасные,стойкие.
Восп:Но в старину процесс окрашивания был очень длительный.О
способе приготовления красок в старину я расскажу вам в следующий раз.
Давайте сегодня украсим ткань узорами из натуральных красок-
соком свёклы,моркови,но сначала разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Стирка»(2 раза).
Постираю чисто с толком(трут кулачками)
Рубашку,кофту и футболку.(поочерёдное потирание пальчиков)
Свитерок и брюки.
Устали мои руки.(встряхивают кистями рук).
Восп:Прежде чем начать работу,вспомните правила безопасности при
работе с красками.
Восп:С чего мы начнём работу?
Дети объясняют последовательность выполнения работы,основываясь
на опыте нанесения штампов на бумаге.
Дети наносят узоры на ткань.
Восп:Какие красивые узоры появились на ваших тканях!
Молодцы,ребята,постарались.Вы настоящие художники по росписи тканей.
Вашим работам надо просохнуть.Затем мы сделаем в нашем музее
выставку ваших работ.
-Сейчас я предлагаю вам пройти на ковёр.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
3.Итог занятия.Рефлексия.
Восп:Ребята,скажите,пожалуйста,где вы сегодня побывали,что нового и интересного узнали?
Дети:(примерные ответы:посетили музей льна,мы узнали,как и из чего делают льняную рубашку,рассматривали льняную ткань,льняные нити,семена,учились наносить узоры на ткань с помощью натур.красок).
Восп:В следующий раз,когда вы придёте в музей,мы поговорим с вами
более подробно о вышивке,о способе приготовления красок в старину ,
сделаем кукол из льняной ткани.
Восп: А теперь пришла пора прощаться с нашими гостями.
Дети:До свидания,до новых встреч.
Дети уходят под музыку «Синий лён».
Просмотров: 508
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)
  • Филимонова Любовь Ивановна Чушаекова Елена Николаевна. Занятие в группе раннего возраста «Как дети солнышко будили»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Гараева Зульфия Марселовна. Сценарий развлечения для подготовительной группы по правилам дорожного движения «Как дети научили Бабу Ягу дорожным знакам»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь