Рахимуллина Гульнара. «Путешествие по русской избе» с использованием иллюстраций

«Путешествие по русской избе» с использованием иллюстраций

Цели:

  • Формирование у детей представления о предметах быта в русской избе;
  • Обогащение словарного запаса дошкольников;
  • Воспитание устойчивого интереса и уважения к истории и культуре русского народа.

Оборудование: иллюстрации с изображением предметов быта, а также предметы быта, характерные для Древней Руси: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар, кочерга, ведро.

Скачать конспект

Ход деятельности:

Воспитатель: входя в избу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Проходите, ребята, аккуратнее. Войдя в избу, на что мы сразу обратим внимание?

Дети: На печку.

Воспитатель: Верно, ведь она занимает почти пол-избы.

«Без печи хата – не хата»

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а ее образ стал традиционным для русских сказок. Какие сказки с участием русской печки вы знаете?

Дети: В сказке «Гуси-лебеди» печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, а в сказке «По щучьему велению» везет Емелю к царю.

Воспитатель: Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. А помните, как назывался человек, который умел класть печь?

Дети: Печник.

Воспитатель: Верно. Печник пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

«Когда в печи жарко – тогда и варко»

Воспитатель: Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Какие пословицы на эту тему вы знаете?

Дети: «Что есть в печи – все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать».

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

У носатого, у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит и как зеркало блестит.

Дети: Самовар!

Воспитатель: Правильно. А изобрели самовар очень давно в городе Туле. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на появление газа и электричества, самоварами пользуются и сегодня. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

(Воспитатель приглашает попить чаю из самовара с традиционным русским угощением: сушками, кренделями, сухарями, мелко колотым сахаром, разным вареньем.)

Воспитатель:

Хлебом-солью привечаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

(Во время чаепития воспитатель рассказывает о назначении кухонной утвари, загадывает загадки.)

Воспитатель:

Черный конь скачет в огонь. (Ответ: кочерга.)
Длинная рука чугунок держит за бока. (Ответ: ухват.)
На плечах дуга держит ведра, в них – вода. (Ответ: коромысло.)
Новая посуда, а вся в дырках. (Ответ: решето.)

«Лапотная Русь»

Воспитатель: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами люди мастерили миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели (стол, лавки, скамьи, сундуки), все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Мастерство и стремление к прекрасному передавались от поколения к поколению. Неудивительно, что обычные бытовые предметы становились все совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, украшалась резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определенный образ. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, на люльке оформлялось и раскрашивалось солнышко. Ребята, а знаете ли вы, какая обувь на Руси считалась самой распространенной?

Дети: Лапти.

Воспитатель: Молодцы. Недаром говорится – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плели лапти без различия правой и левой ноги: «Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички — розни». Плетением лаптей занимались в основном старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей: «Торопясь и лаптей не сплетешь». Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой – десять дней. Но зато и стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространенность. А что это у вас с ногами? Наверно, устали сидеть? Давайте – ка поиграем!

Игра «У дядюшки Трифона»

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий становится в центр круга. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.

При этом водящий выполняет какие-либо забавные движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторять движения или повторяет их неточно, выбывает из игры.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по русской избе. До свидания, до новых встреч!

Пословицы и поговорки о труде
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Пословицы и поговорки о дружбе

Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Сытый голодному не товарищ.
Друг денег дороже.

Пословицы и поговорки о речи
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Не спеши языком, торопись делом.
Язык до Киева доведет.

Молчание — золото.
Пословицы и поговорки о пище
Голод и волка из лесу гонит.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Мельница сильна водой, а человек едой.
Сладкого досыта не наешься.
Натощак и песня не поется.
И пес перед хлебом смиряется.

Пословицы о семье

Отца с матерью почитать — горя не знать.
При солнышке тепло, при матери добро.
Семья в куче, не страшна и туча.
Везде хорошо, но дома лучше

В своем доме и стены помогают.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек

Просмотров: 422
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Корнеева Анна Николаевна. Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Грибова Елена Юрьевна. Моё хобби «Я все умею, я все могу!» «Кулинария»
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
  • Казакова Наталья Алексеевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь