Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»

Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть-Лабинский район

Составитель: Н.В. Пономарёва, воспитатель МБДОУ №35 ст. Кирпильская, 2020 г.

В данном методическом пособии представлены пословицы, поговорки, загадки, сказки, праздники кубанских казаков для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Произведения кубанского фольклора развивают у дошкольников память, мышление, воображение, сообразительность и повышают их интерес к казачьим традициям.

Пособие адресовано воспитателям детских садов.

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
  4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  5. ПОСЛОВИЦЫ
  6. ПОГОВОРКИ
  7. ЗАГАДКИ
  8. СКАЗКИ
  9. ПРАЗДНИКИ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  12. ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:

 

Скачать конспект

Кубанский фольклор богат своим разнообразием. Красота фольклора, созданная народом и переданная им из уст в уста от одного поколения к другому, открывается в пословицах, поговорках, загадках, сказках. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Загадками не только испытывается сообразительность ребенка – они открывают мир захватывающей поэзии. Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества. Что такое сказка? Таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные занимательные истории: о том, лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу…

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Вспомнит кто-либо: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка – хитрецу. Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу. Развивающие возможности пословиц, поговорок, загадок многообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции. Знание сказок, преданий, легенд своего края расширят запас знаний и представлений об окружающем мире дошкольников. В детском саду фольклор используется как дидактическое увлекательное средство, служащее для обучения детей и организации их досуга. Ценность загадок, сказок, пословиц, поговорок, праздников, связанных с родной Кубанью, состоит в том, что с их помощью воспитатель легко установит с дошкольником эмоциональный контакт.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель данного методического пособия – дать дошкольникам не только знание кубанского фольклора, но и вызвать у них эмоции, подвести к самостоятельным выводам.

Главной задачей является организация творческой деятельности детей на занятиях по изучению поговорок, пословиц, загадок, сказок и реализация полученных знаний в дальнейшей жизни. Это удачный путь к адаптации дошкольников, когда они начнут учиться в классах казачьей направленности, открывающихся ежегодно на Кубани.

Фольклор не утратил своего воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности.

Знакомство дошкольников с кубанским фольклором, разучивание песен, проведение викторин и праздников оживят педагогический процесс и окажут особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности, будут развивать эстетический вкус и чувство прекрасного.

Задача воспитателей – в раннем выявлении способностей и дарований каждого ребенка, определении зоны их ближайшего и более отдалённого развития и – главное – в создании наиболее благоприятных возможностей для их максимального раскрытия, роста и преумножения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

При использовании данного пособия следует учесть следующие рекомендации:

  • использовать две формы организации работы с фольклором в детском саду: чтение и рассказывание; использование вне занятий (во время прогулок, игр, праздников и др.)
  • загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром
  • правильно подбирать пословицы, поговорки, загадки по теме, содержанию
  • учитывать возраст детей, знакомя их с произведениями фольклора
  • знакомство и обучение должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом и рассматриванием
  • знакомство со сказками, загадками должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами (например, показом иллюстраций) и проводиться в игровой форме.

ПОСЛОВИЦЫ:

Казачьи пословицы:

  1. Атаманом громада крепка.
  2. Без атамана казак сирота.
  3. Без атамана дуван не дуванятъ.
  4. Не атаман при булаве, а булава при атамане.
  5. Не всем казакам в атаманах быть.
  6. Атаманом быть — уряд держать.
  7. Добрый казак баче, где атаман скаче.
  8. Атаманом не хвалися, а его крепко держися.
  9. И у атамана не две головы на плечах.
  10. Атаманом будешь, — терпи казак.
  11. Терпи казак — атаманом будешь.
  12. Атаманам пышки, казакам шишки.
  13. Атамана из плохого казака не получится.
  14. Казаки все наголо атаманы.
  15. Казаков мало не бывает.
  16. Казак молчитъ, а все знает.
  17. Казака и под рогожкой видать.
  18. На казаке и рогожа пригожа.
  19. Взял у черта рогожу, отдать надо будет и кожу.
  20. Тот не казак, кто боиться собак.
  21. За правду и волю ешь вволю.
  22. Добрый казак не брезгаетъ, что попало, то и трескает.
  23. Что казаку здорово, то немцу смерть.
  24. Казак что дите: и много дашь все съестъ, и мало дашь сыт будет.
  25. Казак из пригорошни напьется, из ладони пообедает.
  26. Лупи, козаче, яйца по целому на день.
  27. Не пил воды Дунайской, не ел каши козацкой.
  28. Хлеб да вода — казацкая еда.
  29. Оттого казак гладок, что наелся и на бок.
  30. Казак живет не тем, что есть, а тем что будет.
  31. Казак голоден, а конь его сыт.
  32. Бог не без милости, казак не без счастья.
  33. Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче.
  34. Куда казака доля не закинет — все будет казак.
  35. Казак сам себя веселит.
  36. Казак и в беде не плачет.
  37. Казак Донской, что карась озерной: икрян, прян и солён.
  38. Казак журбы не мае.
  39. Не тот казак, что водою плывет, а тотъ что против воды.
  40. Что там холод, коли казак молод.
  41. Плакать не смею, тужить не велят.
  42. Стой за правду горою, тогда и люди за тобою.
  43. По правде и сила.
  44. Коли всею громадаю дохнути, то и панятко сдохнет.
  45. Собором черта поборем.
  46. Кто от товариства отстанет, нехай от того шкура отстанет.
  47. Где казак, там и слава.
  48. Где Дон, там и правда.
  49. Ходи прямо, гляди смело.
  50. Правды и пуля боится.
  51. В Бога верь, врага — бей, землю ори, жинку — пори.
  52. Казака мати родила, мужика- женка, чернеца-паниматка.
  53. Один раз родила казака мати, один раз и помирати.
  54. Казак смерти не боится, он Богу нашему знадобится.
  55. Боится дите того, что нет никого.
  56. Наш Луг — батько, а Сич — мати, вот где треба помирати.
  57. Умер казакъ, тай и ляжит, тай некому затужить.
  58. Пропав казак ни за цапову душу.
  59. Краше вмирати в поли, ниж в бабьячому подоли.
  60. Еще жива казацкая правда-матка. (Б. Хмельницкий)
  61. Казацкому роду нет переводу.
  62. Где враг, там и казак.
  63. Мужик врага ждет, казак врага ищет.
  64. Хочешь спокою, готуйся до бою.
  65. И про единаго казака война будет.
  66. Береженого Бог бережет, а казака сабля.
  67. Сохрани Боже от бешеной воши.
  68. Щирый казак сзаду не нападает.
  69. Кто пожалел врага, у того жена — вдова.
  70. Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны.
  71. Отъ лишних слов слабеют руки.
  72. С панами и свиньями не знайся.
  73. От беса — крестом, от свиньи — пестом.
  74. Пришли казаки с Дону, тай прогнали панов до дому.
  75. У всех панов богато купленых брехунов.
  76. Высыпался Хмиль (Хмельницкий) из миха, тай наробив панам-ляхам лиха.
  77. Що буде, то буде, а казак панщины робити не буде!
  78. Пиду на Низъ, чтоб никто головы не грыз.
  79. З роду-вику казакъ не був и не будет катом.
  80. На козаку не буде знаку.
  81. Житие собачье, зато слава казачья.
  82. Козаку не втекти вид Сечи.
  83. Коли казак в поли, то вин на воли.
  84. Казак, как голубь: куда не прилетит, там и пристанет.
  85. У наших казаков обычай таков: где просторно, тут и спать ложись.
  86. Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся.
  87. Не все то казак, что списа мае.
  88. Казак хороший, та нема грошей.
  89. Добыть или дома не быть.
  90. Конь, да ночь казаковы товарищи.
  91. Солнце за лес — казацкая радость.
  92. Зипуны у нас серые, а умы-то бархатные.
  93. Коли казак — так с Дону.
  94. Казак с роду — казак с Дону.
  95. Без коня казак кругом сирота.
  96. На удачу казак на коня садится, наудачу его и конь бъет.
  97. Казак на коня садится, а его невеста родится.
  98. У наших казаков обычай таков: поцеловал куму да губы — в суму.
  99. Пущай с бабами водится сатана, нежели добрый запорожец.
  100. Где соколы летают, туда ворон не пускают.
  101. Что напишет писака, не слижет и собака.
  102. Свой пёс, оттого что свой, не перестает быть собакой.
  103. Где два хохла, там три гетмана.
  104. Не нашего полку, иди себе к волку.
  105. Кланяйся своим, да не забывай наших.
  106. Спаси нас Боже от папы Римского, да от хана Крымского.
  107. Були ляхам Жовти воды, буде щей Пилява.
  108. Ляхи наъ не паны, а мы им не хлопцы.
  109. Пропал, как швед под Полтавой.
  110. Мазепа в Полтаве подавился галушкою.
  111. Голодный француз и вороне рад.
  112. Пришли не званы, и уйдёте не ласканы.
  113. Казаки — глаза и уши армии. (А. Суворов).
  114. Казак без службы — не казак.
  115. Казак на службе горит, а без службы тухнет.
  116. Ушел с поста — пропустил врага.
  117. Каков на гумне, таков и на войне.
  118. Прежде не хвались, а Богу помолись.
  119. Ой, печь моя печь! Коли б я на тебя, а ты на коня, славный казак был бы из меня.
  120. Плясать — не работа, а кто не умеет, то срамота.
  121. Пели бы еще да в животе тощо.

ПОГОВОРКИ:

Казачьи поговорки:

Где честь нуждалась в поддержке — там были казаки.

Отцы для сыновей строили дом.

Донец в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда является воином.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казак молодой, а сноровка старая.

Казаком быть — не разиня рот ходить.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

Не хвались казак травою, хвались сеном.

Пироги на кустах терна не растут.

Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

ЗАГАДКИ:

  1. Два стоят, два лежать, пятый ходить, шестой водить, седьмой песенку поёт. (дверь).
  2. Стоять кони на припони, нэ пьють, нэ едять, а поныне стоять. (стены).
  3. Кругом лохма – лохматица, а стащили – голяка (рукавица).
  4. Загадаю я загадку, перекину через грядку. Пошла моя загадка год годовать. (пшеница).
  5. Висом висят, ходом ходят, время показывают. (часы0.
  6. Меня просят, ждут, а прийду – прятаться начнут. (дождь).
  7. Встану я поране и пойду к барану, к толстой голове (умывальник).
  8. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не смотрит, а время знает (петух).
  9. Крылатый, горластый, красные ласты. (гусь).
  10. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (филин).
  11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока).
  12. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (курица).
  13. Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу, и ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь).
  14. Иголки есть, а шить не умеет (ёжик).

СКАЗКИ:

1. ПЕТУХ И ЛОШАДЬ.

Встретились на хозяйственном дворе Петух и Лошадь. Заспорили: чей хвост лучше? Петух то одним боком повернётся к Лошади, то другим: «Мой, конечно! Посмотри, как переливается на солнце! Какой он у меня цветастый! Пёрышки все уложены – одно к одному. Такую красоту издали видно!»

- А мой хвост пушистый! – отвечает Лошадь. – Казак меня любит, каждый день гребнем хвост в гриву расчёсывает. Твоим хвостом только любоваться! А моим – оводов бить, и слепней гонять; если подрезать, то можно и кисть малярную из волоса сделать. А коли доведётся реку переплывать, то казак поклажу на мою спину уложит, за седло и хвост возьмётся – мы и выплывем. Так чей хвост лучше?

Петух молчал.

2. КАЗАК И ПТИЦЫ.

Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием.

Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.

Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.

Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань –

быстрая и бурлящая — покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.

Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица, когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.

Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит — шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое? ” — думает, и вышел во двор.

Глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята — бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.

Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца.

3. ЗОЛОТАЯ КРЫСА

Жил-был на свете, где-то под славным казачьим градом Екатеринодаром, один казак. Жил он не богато, но весело и

счастливо. Была у него семья и любимое дело, которое и душу согревало и семью кормило.

И вот однажды, унылым осенним утром, вышел казак тот во двор кур покормить. Вошел в сарай, где зерно хранилось, снял ковшик со стены и открыл одну бочку. А в той бочке зерна на самом донышке оставалось. Только он хотел нагнуться и зерна зачерпнуть, как смотрит, сидит на том зерне крыса. В бочку-то она пролезла, а вот из бочки—никак.

Казак, не долго думая, схватил лопату и замахнулся на крысу, чтобы убить ее. Тут взмолилась крыса, говорит казаку человеческим голосом:

- Не убивай меня, хозяин, отпусти лучше, а я тебе за это любое твое желание исполню, что бы ты ни пожелал.

Глядит казак, удивляется:

- Сколько лет живу на вольной Кубани, а такого чуда не видел. Где это видано, чтобы крыса на русском языке разговаривала!?

Присмотрелся казак повнимательнее, а крыса-то не простая. Вся шерсть на ней золотом блестит, хвост серебряными нитями переплетен, глаза—словно два бриллианта сверкают, а на голове маленькая корона, усыпанная изумрудами, рубинами и сапфирами.

- Ну ладно, — говорит казак, — отпущу я тебя.

И представил он на мгновенье, что закажет себе у золотой крысы дворец шикарный на берегу моря, три сундука сокровищ, а лучше пять сундуков, яхту белоснежную, две дюжины батраков и дюжину самых красивых невольниц со всего света.

Подумал он об этом и нагнулся, чтобы золотую крысу достать и на волю выпустить. Только казак вытащил крысу из бочки, как она извернулась, укусила его за руку и к себе в нору убежала.

Казак тот постоял-постоял в сарае еще минут пять… и умер.

Казаку конец пришел, и сказке нашей конец.

4. КАЗАК И СОЛНЦЕ

Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.

Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.

Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил.

Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит:

- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак.

И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба, и теплого солнца.

Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.

А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:

- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.

Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.

По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы, и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии. А затем и дом начал проседать, и стена треснула.

Воды было и во дворе и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.

Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием.

И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.

С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы.

И счастье после этого никогда не покидало казака.

ПРАЗДНИКИ:

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Рождество Христово – это праздник, который отмечается 7 января. Перед Рождеством начинается сорокадневный пост, который заканчивается 6 января. Люди ходят на службу в храм, читают молитвы, исповедуются. К приготовлению еды положено приступить, помолясь. Ни в коем случае в этот день нельзя ругаться, спорить. Все члены семьи должны быть дома. Семья садится ужинать, как только на небе появляется первая звезда – словно та, что взошла в момент рождения Христа. Вся семья произносит молитвы перед ужином. В молитвах вспоминаются все живущие, а также все те, кто не дожил до праздника Рождества. Обязательно следует попросить у Господа, чтобы Он послал мир и благодать вашему дому. Главное блюдо вечера – кутья (сочиво). По окончании ужина дети несут кутью своим крёстным, бабушкам, дедушкам. Ночью все идут на Рождественскую службу.

ПАСХА. Самый светлый православный праздник – Пасха. Это день Воскресения Христова. Пасха отмечается согласно церковному календарю в воскресенье. Все всегда ожидают этот праздник, готовятся к нему. Обязательно соблюдают Великий пост. Во время поста многие казаки уходили в монастырь молиться. Перед Пасхой мужчины убирали во дворах и конюшнях. Женщины торопились после зимы навести порядок. Они белили хаты, убирали в комнатах, стирали, сушили перины, шили новую одежду. Для пасхального стола красили куриные яйца, делали творожную пасху и пекли куличи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Помещённые в данное методическое пособие материалы о кубанском фольклоре – пословицах, поговорках, загадках, сказках, а также главных православных праздниках – Рождестве и Пасхе будут интересны и занимательны для дошкольников. Воспитание русским фольклором, составленным русским народом с особой любовью, неминуемо перерастёт в историческое, нравственное и духовное воспитание деятельного и образованного созидателя и гражданина своей Родины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Казачий семейный альбом. Краснодар, 1994 г.
  2. Литература Кубани. Хрестоматия. Сост. Ю.Г. Любимцев. Краснодар, 2000 г.
  3. Пословицы, поговорки и загадки Кубани /Сост. Л.Б. Мартыненко, Н.В. Уварова. Краснодар, 1993 г.
  4. Ткаченко П. Кубанские пословицы. М., 1999
Просмотров: 425
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Казак Ирина Николаевна. Эти волшебные дрожжи
  • Казак Ирина Николаевна. Тема моего исследования: «Чудо — мыло!»
  • Казак Ирина Николаевна. Однодневный маршрут выходного дня «Отчий край Чернянская земля. Прошлое и настоящее»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Короп Наталья Ивановна. Дидактическое пособие «Что? Где? Почем?» Старший дошкольный возраст
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Блок развивающих игр: «Что? Где? Когда?
  • Назарова Татьяна. Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Уткина Ирина Александровна. Викторина «Что, где, когда?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Демидова Нина Васильевна. КОНСПЕКТ НОД по ФКЦМ Тема «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Русакова Екатерина Владимировна. Открытое итоговое занятие: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Развлечение по ПДД в подготовительной к школе группе
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь