воспитатель первой квалификационной категории Долгий Лилия Михайловна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик",
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Тарко-Сале.
Цель. Развитие начальной компетенции у взрослых, исследовательских способностей и умений.
Задачи. Познакомить воспитателей с общей схемой исследовательской деятельности.
Скачать мастер-класс
Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.
Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Развивать мышления, творческие способности, речь.
Учить смело высказывать свои определения.
Подготовка к занятию. Карточки с символическими изображением «методов исследования», карточки с «темой» будущего исследования, ручки, карандаши, листочки бумаги размеромА4, макет папки юного исследователя, детские энциклопедии, компьютер, головной убор, мантия, халаты для исследователей.
Словарная работа. Исследование, исследователи, пиктографическое письмо, доклад.
Ход мастер-класса
Сегодня мы будем изучать мир — как изучают взрослые учёные; учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Исследование – это значит узнать, о чём- то побольше, получение новых знаний, о том, что мы исследуем.
Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится 8 «добровольцев». Им предстоит вместе со мной выполнять работу. Остальные будут участвовать как активные зрители и помощники.
Фото 1
Выбор темы.
В обсуждении по поводу темы включаем всех участвующих в занятии воспитателей. При выборе темы ориентировать взрослых к тому, чтобы они выбирали то, что им действительно интересно и что интересно исследовать.
Выбранную карточку с темой «солнце», кладём на середину образованного сидящими детьми круга. Остальные карточки (с «темами исследования») убираем.
Составление плана исследования. Подгруппа (6-8 взрослых) располагается вокруг несколько составленных вместе столов.
Фото 2
Тема нашего исследования — «Солнце». Объясняем нашим исследователям: наша задача – получить как можно больше новых сведений о солнышке и подготовить, о нём сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?
Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный? Вопросы обращены ко всей группе взрослых. В ходе коллективного обсуждения они называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать в интернете» и др. Каждый ответ обязательно отмечаем. После того как, например, кто-то из воспитателей сказал, что новое можно узнать из книг, положить перед ними карточку с изображением этого метода исследования.
Можно спросить у нас, у других коллег. Показываем карточку.
Провести эксперимент. Показываем карточку. Значит, сделать, что- то практически.
А мы можем подумать и самостоятельно? Конечно. Показываем карточку.
Фото 3
Вот постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе, — не что иное, как план нашего будущего исследования.
С чего начать наше исследование? Взрослые предлагают самые разные варианты. «Подвести» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Как только взрослые с этим согласились, кладём на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно». Воспитатели делятся информацией по теме исследования «Солнце». Воспитатель- исследователь спрашивает у коллег, хотели бы, они узнать дополнительную информацию о солнце? Тогда мы переходим к следующему этапу нашей работы.
Следующий этап – сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану. Его надо зафиксировать. Собираемые сведения можно просто запомнить, но, это трудно, поэтому лучше сразу зафиксировать. Для этого существует пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретённые «на ходу» значки и различные символы.
Мы можем зарисовать схематично, зафиксировать идею. (Например, солнце светит ярко. Солнце – это звезда. На закате солнце красное, окрашивает облака, воздух).
Сбор материала.
Воспитателям предлагается выбрать карточки с методами исследования и распределиться в пары.
Фото 4
Первая пара с карточкой компьютер – подходят к компьютеру и ищут информацию про солнце в социальной сети интернет и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Фото 5
Вторая пара с карточкой — ученого, спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.
Фото 6
Третья пара с карточкой найти в книге- подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.
Фото 7
Четвертая пара с карточкой эксперимент — подходят к столу и проводят эксперименты предложенные педагогом и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков. (Опыты: Воспитатели проводят эксперименты: смотрят на солнце через тёмное стекло, через бумагу, доску, металл, смотрят, как окрашивает солнце лучи через стекло. Идеи все фиксируют.
- Говорят, что солнце согревает нашу планету. Как это проверить? Давайте подставим ладошки под импровизированное солнце. Что вы чувствуете? А если убрать ладошки в сторону — чувствуете тепло? Значит, какой вывод делаем? Прямые солнечные лучи очень горячие, они нагревают предметы, воду в реках, озерах, но они могут вызвать и ожоги на теле, если долго находиться на солнце.
Экспериментирование «Все ли предметы нагреваются одинаково?»
Воспитатели раскладывают предметы под лампой. Обсуждают результаты).
Фото 8
План исследования составлен. Наши исследователи и их помощники готовы – все участники занятия – готовы к поиску.
Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Воспитатели возвращаются с полученной информацией и собираются за круглым столом проанализировать и обобщить добытые знания. Раскладывают на столе свои записи и пиктограммы и начинают смотреть и рассуждать: что интересного узнали.
Фото 9
Доклад.
Как только информация обобщена, взрослые – ученые выбирают докладчика, надевают на него академический головной убор и мантию и он делает сообщение – «Доклад о солнце».
Фото 10
|