Филиал частного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Мир детства» детский сад №138 «Радость» г.Астрахань
Подготовила и провела воспитатель: Алексеева Татьяна Борисовна
Цель: формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей.
Задачи:
Обучающие:
- дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Речевые:
- активизировать словарь детей – твердое тело, жидкость, газ.
Закрепляющие:
- закрепить и обобщить правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения на природе;
- упражнять в классификации животных по различным признакам.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы:
- камешки, пластмассовые стаканчики, полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, иллюстрации о поведении в лесу, атрибуты для игры «Что, где, когда», магнитофон, интерактивная доска.
Предварительная работа: чтение развивающих книг из серии «Познаю мир вокруг», беседы по проблемным ситуациям, дидактические игры экологической направленности.
Содержание
Дети входят в зал, останавливаются стайкой возле воспитателя.
Воспитатель – (на экране кадры о природе) Я приглашаю вас в удивительное, интересное экологическое путешествие. Но отправимся мы туда не одни. С нами ваши родители и гости. Поздоровайтесь!
- Что такое экология? (ответы детей)
(Звучит мелодия из программы «в мире животных»)
- Знают все взрослые, знают все дети, что вместе с нами живут на планете
Лев и журавль, попугай и лисица, волк и медведь, стрекоза и куница.
Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы.
Синее море, лесной ручеек. Все доверяют тебе, человек!
Ты – самый умный, а значит, в ответе за все живое, что есть на планете!
(На мольберте картинка (голубое и зеленое поле, в середине грустный человечек)
Воспитатель – как вы думаете, что здесь изображено? Я вам подскажу. Это карта, но необычная, а с секретом. Разгадаем секрет, узнаем, что здесь нарисовано. Но сначала посмотрите в центр круга.
- Кто изображен в центре круга?
- Как вы думаете, почему человечек грустный?
- Мнения оказались разными. Ну что же, попробуем разгадать первый секрет – секрет голубого поля. Может тогда и поймем причину грусти человека.
Отгадайте, о чем идет речь: Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Мальчики и девочки, предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы?
- Пройдем в лабораторию и приступим к исследованиям. (надеваем шапочки ученых)
Опыт с камнем: возьмите в руки камень, сожмите его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, крепкий, жесткий). Камень — это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
Опыт с водой: Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте. Какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? (течет, бежит, капает, струится). Что же такое вода? Вода – это жидкость. Назовите другие жидкости. (кефир, сок…)
- Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке, значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить, значит он не жидкость. Можно сделать вывод: запомните: Воздух – это газ! Вот наше открытие!
- Воздух невидим. Как же нам его обнаружить? Возьмем прозрачный пакет и надуем его. Пакет становится выпуклым. Почему? В нем воздух, но мы его не видим. Делаем вывод: воздух прозрачен и он занимает место.
- Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется). Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
- А может ли человек не дышать? Наберите воздуха и, не выдыхая, посчитай до 5. Тяжело? Вывод: человек не может жить без воздуха!
- Дети, всегда ли воздух бывает чистым? Что его загрязняет? (машины, заводы) Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище на улице? (хорошо очищают воздух деревья: они собирают на листья все вредные вещества из воздуха. Поэтому в городах должно быть много зелени и надо беречь растения)
(Дети убирают с поля карты черные пятна).
Физминутка под песню «Никого не обижай…»
- Чистым, свежим воздухом так приятно дышать. Почувствуйте себя бабочками, кузнечиками на лугу…
- Голубое поле мы с вами очистили, когда очистим и другое поле, тогда, наверное, настроение нашего человечка улучшится.
- Что вам напоминает зеленое поле? (природу…)
- Предлагаю отправиться на лесную поляну. (на дереве письмо от совы)
- Дети, это нам письмо от совы. Днем она спит, поэтому не смогла с нами увидеться. Она пишет: «Дорогие мальчики и девочки. Я знаю, что вы нашли карту с секретом и спешите узнать эту тайну. Чтобы человечек не заболел, чтобы прошла его грусть, вы должны показать свои знания о нашем общем доме – природе. Вас ждет игра «Что, где, когда». Вы готовы?
- Итак, игра! Постараемся ответить быстро и правильно. (дети подходят к круглому столу)
Вопросы: 1. Найди на рисунке объекты живой природы и назови их. (слайд 1)
2. Расскажи, что нужно растениям для роста, начиная со слов: Растениям нужен… (слайд 2)
3. Что такое воздух? Для чего он нужен всему живому? Как называется движение воздуха?
4. Дополни правила поведения в лесу, начиная со слов: В лесу нельзя…
(слайды 3 – 10)
5. Вопрос родителям (черный ящик)
6. Найди лишнее животное и объясни свой выбор. (слайды 11 – 14)
7. Эти животные занесены в Красную книгу. Скажи, почему книга названа красной? (слайд 15) Почему в природе многие животные становятся редкими? (слайд 16)
- Мои зайчики и белочки, я думаю, мы с вами справились с заданиями. Посмотрим на нашу карту. Зеленое поле мы тоже очистили. Человечек улыбается. И теперь мы можем узнать секрет, который находится под картой. Это солнышко! Одно большое и много маленьких солнышек. Возьмите по одному и подарите их нашим гостям и родителям.
- Давайте скажем прекрасные слова: Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!
- Итак, наше путешествие закончилось. Что же мы узнали нового? (воздух, свойства его). Какие трудности нам встретились на лесной поляне? (вопросы совы). О чем нас спрашивала сова?
- Молодцы, мои солнышки, я вами горжусь! Попрощайтесь с гостями.
|