Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности и экспериментировании в художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
- Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
- Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
- Познакомить с новым способом изображения- раздуванием краски, показать его выразительные возможности.
- Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких, что дает случайный, непредсказуемый эффект.
- Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, работа с календарем природы, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка). Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, салфетка, стаканчик с водой, тряпочки.
Организационный момент:
В: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, увлекательное и интересное! Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный (цвет не имеет значение), а что это случилось с синим шариком? Он стал не красивым, маленьким, сморщенным.
Д: (Он сдутый).
В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: — Его надо надуть, чтобы он стал большим
В: — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите? Дети думают.
Д: — Воздух.
В: — Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! Я вижу синий шарик, круглый. (Отмечаю форму предмета)
Д: (Он невидимый)
В: — А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
В: — Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но как же нам это проверить?
В: — Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
В: — Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
Д: (ответы).
В: — Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Д: (ответы).
В: — Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Д: (ответы).
В: — А давайте проверим!
В: — Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: — Ребята, что это происходит с водой?
Д: Вода пузырится.
В: — Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Д: (ответы).
В: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А сейчас я вам загадаю загадку, послушайте:
Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он не видимый, и всё же Без него мы жить не можем /воздух/.
В: — А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
В: — Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
В: — Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку??? Когда сосулька капает — на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку.
Физкультминутка
Сильный ветер сосны крутит, (наклоны вниз) Словно самый тонкий прутик Ели наклонились тоже, (вращение корпусом влево-вправо) Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится Белка ветра не боится Белка прыгает так ловко, (прыжки на месте) Ведь во всем нужна сноровка
А куда медведь идет? (ходьба на месте) Ищет ягоды и мёд. Ну а нам пора садиться Заниматься не лениться.
В: — Ребята я совсем забыла, когда я была на отдыхе, то собрала вам целую корзину маленьких подарков.
В: — Что это?
Д: (камешки; ответы).
В: — А как вы думаете, что с камешками можно делать?
Д: (ответы).
В: — Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
В: — Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
В: — Интересно, а почему камешки тонут?
Д: (ответы)
В: — Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
В: — Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?
Д: (ответы)
В: — Почему вы так думаете?
Д: (ответы)
В: — А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой).
В: — Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Д: (ответы).
В: — Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
В: — Да ребята, нас окружает холодный воздух. А вот интересно утверждают, что если нагреть воздух он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается?
Д: (ответы).
В: — А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт.
В: — Посмотрите, что происходит с шариком?
Д: (ответы).
В: — Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного.
В: — Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке.
В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки.
В: — Посмотрите, а в них что — ни будь есть?
Д: (ответы).
В: — Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
Д: (ответы)
В: — Действительно, пахнет кофе.
В: — Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
В: — Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).
В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному?
Д: (ответы).
В: — Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
В: — А я то думаю, почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот иду я недавно по улице, машину вокруг, автобусы, такси, я вышла подышать свежим воздухом, как ощутила, что мой нос начал щекотать, я начала чихать. Ребята, что со мной произошло?
Д: (ответы).
В: — Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?
Д: (ответы).
В: — А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
В: — Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
В: — Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: (ответы).
В: — Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему?
Д: (ответы).
В: — А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе).
В: — Ну а также с помощью воздуха можно творить чудеса, например, рисовать картины, сейчас мы с вами это и сделаем. Называется этот нетрадиционный прием изображения «раздувание краски». На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку, и ее нижний конец направить в серединку лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку и раздувать краску от центра в разные стороны. Вы увидите, как у кляксы разбегутся по листу «лапки». Это очень интересный способ рисования, который сейчас мы и проведем, а в конце обязательно устроим выставку получившихся работ.
Итог:
В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
В:- Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому какой понравился больше всего?
|