Романова Екатерина Николаевна. НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет «Невидимка – воздух»

НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет «Невидимка – воздух»

Цель: содействовать познавательному развитию детей через организацию

исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
  • дать представление о том, что ветер – это движение воздуха
  • на основании опытной деятельности формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха
  • закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, значении чистого воздуха для здоровья человека.

Развивающие:

  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, речь
  • развивать интерес к познавательной деятельности

Воспитательные:

  • формировать понимание о необходимости бережного отношения к окружающей среде
  • формировать навыки коллективной работы.

Оборудование:

  • ящик ощущений
  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей)
  • резиновая груша
  • веера (по количеству детей)
  • прозрачная пластиковая бутылка, таз, наполненный водой
  • стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей)
  • песочные часы (1 минута)
  • апельсин, кофе, духи
  • 2 подноса
  • салфетки бумажные (по количеству детей)
  • предметы – подсказки.

Ход занятия

1. Приветствие:

Педагог просит детей встать в круг.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии много гостей. Давайте поздороваемся.

- Давайте вместе порадуемся нашей встрече.

Как хорошо на свете жить! (поднять руки в стороны и вверх)

Как хорошо уметь дружить! (берутся за руки, раскачивают их)

Как хорошо, что есть друзья! (подойти к другу и обняться)

Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе).

2. Постановка проблемной ситуации.

Слайд №2: Изображение Кота Ученого.

Педагог: Ребята, когда я утром пришла в группу, Кот Ученый рассказал мне, что кто-то всю ночь стучал и гремел окнами в группе. Кот поймал его и запер в нашем волшебном ящике.

- Хотите узнать, кто там сидит?

Педагог предлагает детям по очереди засунуть руку в «Ящик ощущений» и нащупать того, кто там прячется.

Педагог: Ребята, нам не удалось никого обнаружить. Может быть, это был кто-то очень маленький, и нам не удалось его нащупать. Давайте заглянем в ящик.

Дети: В ящике никого нет!

Педагог: Наверное, это кто-то невидимый. По-другому его можно назвать невидимка!

- Давайте попросим Кота Ученого подсказать, кого он поймал в наш Волшебный ящик.

Слайд №3, 4, 5: Рассказ – подсказка.

- Вот и подсказка! Я прочитаю рассказ-загадку, а вы попробуйте догадаться, кто же этот невидимка!

- Давайте договоримся, что вы дослушаете рассказ до конца и только потом скажете отгадку. Если вы сразу догадаетесь, улыбайтесь и я узнаю, что вы знаете отгадку.

Есть на Земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

Вы идете по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шляпу.

Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несет Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава.

А. Низова

Педагог: Кто же этот невидимка? /Предположения детей/

- Правильно, это воздух!

Слайд №6: планета окружена слоем воздуха.

Педагог: Планета, на которой мы живем, окружена слоем воздуха, который называется атмосфера. Атмосфера защищает планету, не дает жарким солнечным лучам сжечь все живое.

Слайд №7: картина природы, на которой играют дети.

- Воздух повсюду среди нас, но мы его не видим.

Слайд №8: дует ветер, наклоняются деревья.

- Мы можем почувствовать воздух, когда дует ветер. Ветер – это движущийся

воздух.

3. Опыты и эксперименты.

Педагог: Ребята, вы хотите больше узнать о воздухе?

- Сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть научная лаборатория. Давайте вспомним правила поведения в научной лаборатории.

Слайд №9: правила поведения в лаборатории.

Педагог приглашает детей пройти в лабораторию.

Педагог: Ребята, давайте попробуем обнаружить воздух. Мы будем его «ловить».

Опыт 1 «Воздух можно поймать»

Педагог: У меня в руках полиэтиленовый пакет. Что в нём? /Ничего нет. Он пустой/

- Видите, какой он тоненький. Теперь я его расправлю, встряхну и закручу. Что случилось с пакетом? /Он надулся, стал похож на подушку, воздушный шарик/

- Воздух занял все место в пакете. Попробуйте сами поймать воздух.

Дети проделывают опыт.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? /В нём нет воздуха/

- Ребята, где мы брали воздух, чтобы поместить его в пакет? /Около себя, в комнате/

- Почему, мы его не замечаем, если он находится рядом с нами? Мы смотрим сквозь воздух и хорошо видим другие предметы, а воздух не видим? /Предположения детей/

- Правильно, воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Чтобы запомнить это свойство воздуха, я положу в «Волшебный ящик» подсказку – картинку-символ, на которой перечеркнут глаз. В конце занятия подсказки помогут назвать все свойства воздуха, о которых вы узнали на занятии.

Опыт 2 «Обнаружение воздуха осязанием»

Педагог: Ребята, прикоснитесь руками к своим щекам? Что вы почувствовали, какие они? /Мягкие, нежные, теплые. /

- Прикоснитесь к одежде. Какая она? /Мягкая, приятная. /

- Прикоснитесь к столу. Какой он? /Твердый, гладкий. /

- Попробуйте взять в руки воздух. Что вы почувствовали? /Воздух не чувствуется/

- Воздух можно почувствовать поверхностью кожи. Давайте проведем эксперимент.

Педагог сжимает резиновую грушу. Затем разжимая, направляет образовавшуюся из резиновой груши струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку.

- Ощущаете ветерок? Ветер — это движущийся воздух.

- В какую погоду на улице вы ощущаете, что воздух толкает вас в спину? /В ветреную погоду/

- Давайте, мы сделаем в нашей группе небольшой ветерок. Какой предмет нам для этого понадобится? /Веер/

- Правильно, помашите веером. Что нам удалось сделать? /Ветер/

- Что такое ветер? / Ветер — это движущийся воздух/

- Убираю веер, в коробку с подсказками. О чем нам напомнит веер? /О том, что ветер — это движущийся воздух/

Опыт 3 «Воздух находится повсюду, он занимает любое свободное пространство»

Педагог: Ребята, у меня в руках прозрачная пластиковая бутылка. Посмотрите, что в ней находится? /Ответы детей/

- Давайте опустим бутылку так, чтобы она начала заполняться водой. Что вы видите? /Из горлышка бутылки выходят пузырьки/

- Вода вытесняет воздух из бутылки. Воздух в виде пузырьков поднимается к поверхности воды, потому что воздух легче воды.

- Некоторые ребята сказали, что бутылка пустая, но мы обнаружили в ней воздух. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

- Опускаю в «Волшебный ящик» подсказку – бутылку, которая нам кажется пустой. О чем она нам напомнит? / Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом/

- Воздух есть повсюду, он занимает любое свободное пространство.

- Интересно, а внутри человека воздух есть?

- Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? /Выходят пузырьки/

- Значит, воздух есть внутри нас. Вы подули в трубочку, и выдохнули воздух.

Вода помогла его обнаружить. Но чтобы подуть ещё, вы сначала вдыхаете новый воздух, а потом выдыхаете через трубочку и получаются пузырьки. Как же воздух попадает в вас? /Через нос/

4. Физкультминутка.

Слайды №10, 11, 12 сопровождают физкультминутку.

Педагог: Ребята, приглашаю вас поиграть!

Педагог приглашает детей выйти на ковер.

Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево.

Выходи гулять! «Зовут»

Воздух-невидимка, Руки вверху вправо-влево.

Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах.

Если быстро-быстро в поле убегу, Бегут на месте.

Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки.

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Шаги на месте.

Самого полезного воздуха найду! Перекрестить руки к плечам.

Если вместе с папой в горы я пойду, Тянутся вверх на носочках.

Самого кристального воздуха найду! «Фонарики».

(И. Лебедева)

5. Опыты и эксперименты.

Опыт 4 «Сколько можно прожить без воздуха»

Педагог приглашает детей сесть на стульчики перед экраном.

Педагог: Ребята, как вы думаете, могли бы мы с вами прожить без воздуха? /Ответы детей/

- Давайте проверим, как долго можно продержаться без воздуха. У меня есть песочные часы, которые отсчитывают одну минуту. Как только я переверну часы, закройте рот, зажмите нос рукой и постарайтесь не дышать. Если вы почувствуете, что больше не можете не дышать, дышите носом или ртом.

Дети задерживают дыхание и следят за песочными часами.

- Не прошло и одной минуты, а вы уже стали задыхаться. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут.

- Всему живому на Земле – людям, животным, растениям – необходим воздух. Без воздуха мы погибнем.

- Я кладу в ящик песочные часы. О чем напомнит нам эта подсказка? /Люди, животные, растения не могут жить без воздуха! /

Опыт 5 «Воздух не имеет запаха»

- Ребята, а давайте попробуем понюхать воздух. Вдыхайте носом воздух!

- Пахнет ли воздух? /Не пахнет. /

- Как же получается, что когда готовят еду, мы чувствуем запахи? /Предположения детей. /

- Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов.

Педагог показывает картинку-символ, на которой зачеркнут орган обоняния.

- Моя следующая подсказка поможет вам запомнить, что чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

- Ребята, давайте поиграем! Наша игра будет называться «Ловцы запахов». Обещайте играть честно и не подглядывать. Ваши глазки будут закрыты, а ловить запахи мы будем носом.

Дети угадывают запахи апельсина, кофе, духов. После каждого отгаданного запаха педагог просит детей помахать веером, чтобы запах распространился по группе.

6. Просмотр фрагмента фильма об охране воздуха.

Педагог: Ребята, вы замечали, что иногда бывает трудно дышать. В каких случаях это происходит? /Ответы детей/

- Например, когда проезжает неисправная машина, или что-то рядом горит.

- Это значит, что воздух загрязнен вредными веществами. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Давайте послушаем о том, как люди не всегда берегут и загрязняют воздух и узнаем, что надо делать, чтобы воздух оставался чистым.

Просмотр фрагмента.

- Что в нашей жизни загрязняет воздух? /дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…/

- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

- на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, надо поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

- Я положу последнюю картинку — подсказку, на которой нарисовано дерево. Как вы думаете, о чем она нам будет напоминать? /Очистить воздух людям помогают деревья. Надо беречь леса на планете! /

7. Итог занятия.

Педагог: Ребята, что за невидимку мы обнаружили сегодня на занятии? /Мы обнаружили воздух/

- У меня есть «Волшебный ящик» с подсказками. Я буду доставать из него предмет, а вы вспоминать о том, что мы говорили про воздух.

Картинка-символ, на которой перечеркнут глаз — Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Веер — Ветер — это воздух, который движется.

Бутылка — Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Песочные часы — Всему живому на Земле – людям, животным, растениям – необходим воздух. Без воздуха мы погибнем.

Картинка-символ, на которой зачеркнут орган обоняния — Воздух не имеет запаха.

Картинка — подсказка, на которой нарисовано дерево — Очистить воздух людям помогают деревья. Надо беречь леса на планете!

Педагог: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что для вас было самым интересным?

Педагог: Молодцы, ребята! Вы были очень активные, хорошо отвечали на вопросы и узнали много нового!

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Рахмачева Вера Юрьевна. Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух – невидимка»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Занятие на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) для детей старшего возраста.
  • Ольга Иманкулова. Поисково-экспериментальная деятельность в средней группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)
  • Татьяна Стародубцева. «Воздух – невидимка»
  • Битютская Наталья Анатольевна. Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Воздух — невидимка»
  • Ситчихина Наталья Николаевна. Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Мироненко Марина Ивановна. Проект «Воздух — невидимка»
  • Иванова Нина Николаевна. КОНСПЕКТ НОД ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА».
  • Михеева Марина Сергеевна. Занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
  • Гасанова Лейла Шихгайибовна. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».
  • Пономарь Наталья Анатольевна. Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка».
  • Метелица Татьяна Анатольевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Живёт воздух — невидимка».
  • Скворцова Надежда Никоноровна, Искимжи Екатерина Петровна. Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой в старшей группе 'Воздух, как его обнаружить?'
  • Наталья Соколова. Занятие 'Волшебный воздух'
  • Нурмаганбетова Акмарал Кабылбековна. Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Волшебник — воздух»
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Тема: «Волшебный воздух» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
  • Карнаева Елена Александровна. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА «Воздух и его свойства»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Описание исследовательского проекта в подготовительной группе «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»
  • Казакова Ирина Анатольевна. Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух — вокруг нас»
  • Банникова Елена Григорьевна. Проект - Воздух и вода наши лучшие друзья
  • Сапего Екатерина Сергеевна. Конспект НОД «Воздух вокруг нас»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»
  • Тараканова Ольга Андреевна. Образовательный экспериментальный проект «Вода, воздух»
  • Белокобыленко Елена Михайловна. Конспект занятия в средней группе «Удивительный воздух».
  • Дирдовская Людмила Ивановна. Презентация 'Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья'
  • Буричева Людмила Александровна. Конспект ООД в старшей группе на тему «Воздух и его свойства»
  • Трофименко Елена Владимировна. Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию На тему: «Воздух вокруг и внутри нас»
  • Стукалова Татьяна Викторовна. Проект «Воздух вокруг нас»
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь