Воспитатели: Иманкулова О М, Просвирнина В Г Средняя группа Задачи: Образовательные: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; - способствовать формированию у детей познавательного интереса; - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Скачать конспект
Развивающие: - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; - развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; - развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитательные: - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа: - работа по проекту на тему: «Воздух, которым мы дышим» - наблюдения за ветром; - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; - эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, опыт с зеркалом, - изготовление корабликов с парусами, вееров. -Беседа «Нос- орган дыхания» - разучивание п/и -ОД :» Где можно найти воздух» -Рисование на тему «Воздушные шары» -Игры с ветром Оборудование: - полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); - стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей); - мыльные пузыри (по количеству детей); - игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); - 2 подноса; - кораблики из пенопласта с бумажными парусами; -салфетки бумажные (по количеству детей); -веера (по количеству детей); - воздушные шары (по количеству детей); - таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
Ход занятия Дети заходят в зал В. Сегодня к нам пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними , дружно сказав ЗДРАВСТВУЙТЕ. Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы). - Да, кто-то здесь не просто передвинул здесь мебель, он организовал для нас экспериментальную лабораторию детских наук, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить. - Знаете, я кажется догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз. Наверное, это профессор Знайка из Солнечного города, помните, мы уже встречались с ним раньше. Знайка очень любит разные загадки и наверняка оставил для нас письмо с заданием, но нам придется быть внимательны, чтобы отыскать его в группе. Давайте поищем все вместе… - Хорошо, давайте посмотрим, что же это? (открываю конверт № 1, читаю загадку) «Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем» (воздух) - Ну, хорошо, значит, поговорим о воздухе: - « Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Сделаем глубокий вдох и затем выдох. Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух) - Ребята, а вы видите воздух? (нет) - Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. - А почему мы его не видим? (он прозрачный, через него все видно…) - Так значит, какого он цвета? (бесцветный)
ПР. (гремя посудой выходит ПР. -Здравствуйте ребята! Узнали меня , я профессор Знайка, я все знаю и умею. Вы правильно отгадали загадку. . Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. ПР. Слышал много вы знаете! Но я пока сам не проверю- не поверю.
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом ПР : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. ПР: : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Смотри, ребята! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. ПР : Ребятки, а можно ли увидеть воздух? ПР. Скажите а внутри нас есть воздух? А Давайте проведем эксперимент. Опыт№ 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. ПР: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт №3 С Горохом ПР. А давайте усложним задание, насыплем в наши стаканы горох и посмотрим как пляшут горошины, а потом скажем может ли воздух двигать предметы в воде. Вывод: Воздух может двигать предметы в воде. Пр. А какие можно еще попускать пузырьки? (Мыльные) А давайте попускаем мыльные пузыри. Опыт №4 Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку) ПР: Ребята , как вы думаете , что находится внутри мыльных пузырей? В4 Наверное , же мыло! ПР. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. В;Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Послушайте песенку о носах: У всех зверей, у всех людей имеется носы Носы важны, носы нужны не только для красы И ни чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя.
А для чего в носу дырочки: (через них проходит воздух и попадает к нам в легкие)
Физминутка: 12345 Все умеем мы считать Отдыхать умеем тоже Руки за спину положим Голову поднимем выше И лего- легко подышим.
ПР. А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы? Опыт5. С лентой и с салфеткой. Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, ленточка колышется, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? А сейчас поиграем с салфеткой. В,Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. ПР, Хотите устроить ветер? ИГРА : «Кто дальше дунет салфетку» Опыт № 6 С веером ПР, А сейчас давайте возьмем веер, который вы сделали с родителями и помашем друг на друга. Что вы чувствуете? (дует ветер).
А от моего веера даже корабли с места движутся. Опыт №7 Игра « Кораблики»
В: Ветерок, созданный потоком воздуха может передвигать предметы. Опыт № 8 Давайте устроим волны на море. У меня в лаборатории имеются моря красное море и синее море. Давайте подуем на море. Что вы наблюдаете? 9Волныв) Отчего происходят волны?
В. Волны на море происходят от ветра т.е от воздуха. Опыт №9 ПР: А если мы на море поместим предметы, они утонут или нет? В: Нет, потому как в них находится воздух, а он легкий, поэтому предмет не тонет. В: Мы сегодня очень многое узнали в лаборатории Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1); Что воздух легче воды (рис.2); Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей (рис.3); Без воздуха ничто живое не может жить; ПР: : А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо . И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху .А сейчас на прощание я хочу подарить вам шары. Как вы думаете что есть внутри шаров (воздух). В: А мы с вами сейчас оденемся, пойдем гулять и будем дышать свежим воздухом.
|