Занятие на тему: «Воздух – невидимка» (для детей старшего дошкольного возраста) Авторы-составители: воспитатели Губанова Татьяна Георгиевна, Стародубцева Татьяна Николаевна МБДОУ «Детский сад № 45 «Добрая фея» Задачи: · Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов. · Формировать интерес к экспериментальной деятельности, моделированию. · Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям. · Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха. Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа: - наблюдения за ветром; - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
Ход занятия: Воспитатель: - Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать: Через нос проходит путь, И обратно держит путь. Он невидимый, и все же, Без него мы жить не можем. (Воздух) Воспитатель: - Правильно, это воздух. - Ребята, а кто знает кто изучают воздух. (ученые) - А где работают ученные (в лаборатории) - А вы хотите поиграть в ученных, и посетить нашу лабораторию. Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в лаборатории. Воспитатель: - В лаборатории все работают в халатах, давайте с вами наденем халаты и отправимся в лабораторию. Воспитатель: - Ребята, а что вы знаете о воздухе? (воздух прозрачный, бесцветный, невидимый) - Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом) Давайте вдохнем воздух. Куда воздух попал? (в нос). - Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи и легкие. Воспитатель вместе с детьми вдыхает воздух ртом, выдох - носом. - Ребята, а давайте с вами проведем опыты: Опыт 1: Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: - Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (выходят пузырьки) Воспитатель: - Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите. Воспитатель: - Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать? (мыльные) Воспитатель: - А вы хотите попускать мыльные? (Да) - А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Дети: - мыло.
Воспитатель: Конечно, же мыло!
Воспитатель: Давайте вместе с вами возьмем глубокую тарелку, нальем в неё мыльный раствор, кладем в середину тарелки предмет и накроем его стеклянной воронкой. Затем дуем в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняем воронку и освобождаем пузырь.
(Каждый ребенок надувает свой пузырь)
Воспитатель: - Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький, но все они получились из мыльного раствора.
Воспитатель: - Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.
Воспитатель: - Скажите, мне а мы с вами воздух видим? (нет)
- Правильно, не видим, а как вы думаете, поймать мы его сможем?
(нет)
Воспитатель: - А хотите, я вам покажу, как можно поймать воздух?
Опыт 2: Что в пакете?
Воспитатель: - Давайте, возьмем полиэтиленовый пакет.
- Что в нем? (он пуст)
- Давайте, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький.
- Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и закрутим открытый конец. Посмотрите пакет стал упругим, плотным.
Воспитатель: - А теперь, что вы видите? (В пакете воздух)
Воспитатель: - А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом?
(он станет, плоским и тоненьким)
Воспитатель: - Давайте дружно наберем воздух в пакет, а затем дружно его выпустим.
Воспитатель: - Вокруг нас находится воздух, только мы его не видим, но с помощью носа, мы можем его чувствовать.
- С помощью чего мы можем почувствовать запах? (с помощью ветера)
Воспитатель: - А как можно создать условия ветра в нашей лаборатории.
- Правильно с помощью ветерка, веера, фена, вертушки.
Воспитатель: - Как вы думаете, что еще можно сделать при помощи ветра?
(Волны на воде, попускать корабли, сделать вееры и подуть на лицо)
Воспитатель: - Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. Если я не вращаю вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.
- Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами пытались увидеть воздух и поймать его, а еще я предлагаю вам его услышать.
- А вы знаете как это можно сделать?
- Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Опыт 3: "Что звучит? "
Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.
- Что происходит с воздухом? (он свистит)
- Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.
Воспитатель: - Что происходит?
(Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.)
Воспитатель: - Для того чтобы потвердить, давайте просто приложим бумагу к губам и попробуем что-то сказать.
- Что мы чувствует? (ощущаем дрожание бумаги)
Воспитатель: - А ка вы думаете, какие еще предметы издают звуки?
- Конечно же, это и шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по метеллу- стук дождя.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные, и даже справились последним заданием, о котором подробнее мы поговорим с вами при слудующей встрече.
Воспитатель: - Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в десткий сад.
Литература:
1. Н.А.Рыжова «Воздух — невидимка» Москва, 1998г.
2. Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство — Пресс», 2011г.
|