Средняя группа: «Теремок» Воспитатель: Кремлева Валентина Александровна 1 категории ГБОУ Школа № 2121 Подразделение № 4 ДОУ «Кораблик»
Дата проведения 22. 01. 2020 г.
Цель: познакомить с понятием воздух; его свойствами и ролью в
жизни человека, дать понятие о назначении воздуха для жизни
животных и растений, назначении носа у животных, ввести в
словарь новые слова «ураган», «ураганный ветер», «шторм»,
«штормовой ветер», развивать творческое воображение.
Материал: музыка А.И. Буренина «Театр всевозможного» -
«Природа»; игрушка с длинным носом, картина из серии
«Лес», изображение «рыбы», воздушные шарики по
количеству детей, стаканчики с водой и соломка для коктейля,
свечка, банка, мыльные пузыри, мелкая рваная бумага.
Ход занятия
Стук в дверь. Появляется игрушка Незнайка с длинным носом.
- Здравствуйте, ребята!
- На кого я похож?
- Нравится ли вам такой нос?
- У кого такой нос есть, как у меня?
- У кого из птиц такой же нос?
- А у вас какой нос?
- Длинный?
- Короткий?
- Зачем вам нос?
- Рот мы знаем для чего, разговаривать, есть, а нос для чего?
- Дышать. Что мы вдыхаем?
- Воздух. А где воздух?
- Посмотрите друг на друга. Воздух мы не видим? Нет. Значит, он невидимый. Вспомните наших человечков, твердых и газообразных, кто где живет?
- Какими человечками изобразим? (газообразными)
- Мы воздух не видим, но он есть.
- Если бы не было воздуха, что было бы? Попробуйте нос закрыть пальчиками и рот не открывать. Не можем так долго не дышать. Люди не могут жить без воздуха.
«Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем»
Воздух.
- Воздух прозрачный, значит через него все видно.
- А что ешё бывает прозрачным? (окна, стакан, банка, аквариум)
- А теперь вы мне расскажите кому нужен воздух, кто хочет рассказать Незнайке, кто чем и как дышит?
Ответ ребёнка: Медведь живет в лесу. Дышит медведь носом. В носу у медведя две дырочки, через них он дышит.
Ответ ребёнка: Птицы тоже дышат носом. Нос птицы называется клювом, на клюве есть дырочки, через них они дышат.
Ответ ребёнка: Рыбы живут в воде. Рыбы дышат жабрами, воздух берут из воды.
Ответ ребёнка: А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки — отверстия. Их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.
Опыты.
1. А теперь я хочу вам кое-что показать. Зажечь свечу и накрыть
банкой.
Вывод: Без воздуха свеча погаснет (обратить внимание). Воздух
сгорел и свеча погасла.
Раздать детям стаканы с водой и соломками.
2. Незнайка:
- Однажды меня угостили вкусной водой. А я не только пил, но и
пузыри пускал через соломку. Вот здорово было.
- Хотите попробовать.
- Давайте, дуйте в соломку.
- У вас такое получится!
- Буря в стакане воды!
- А вот если дуть сильно-сильно.
- Что появляется в воде?
- Видны пузырьки воздуха?
- Откуда они взялись?
Вывод: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Предложить детям подойти к аквариуму. Понаблюдать за рыбками, обратить внимание на работающий компрессор, качающий воздух, на появляющиеся пузырьки.
Вывод: то же самое воздух выходит, и появляются пузырьки.
3. Незнайка:
- А кто пускал мыльные пузыри?
- А что находится внутри у них?
- Как вы думаете? (выслушивает ответы детей)
Вывод: Подтверждает, что внутри находится воздух.
Физкультминутка: Игра с мыльными пузырями.
- А еще можно найти много воздуха в воздушных шариках.
Самостоятельная работа.
Дети надувают воздушные шарики, и воздух выпускают на
ладошки. Что это? Воздух.
Подходят к столу и все вместе выкладывают кубики. Показывают на столе воспитателя кубиками с изображенными человечками шарик и воздух внутри шарика.
- А теперь мы с вами поиграем, представьте себе, что мальчики твердые человечки (шарик), а девочки газообразные (воздух).
Загадка:
«Без рук, без ног, а ворота открывает и нас погоняет» (Ветер)
Предложить детям подуть на ладошки ртом, носом. — Что это? Воздух.
- Воздух выдыхаем, воздух бежит. Как это можно назвать? Ветер.
Воспитатель на мелкие бумажки дует с тарелочки (или с ладошки).
Бумажки разлетаются в разные стороны. Вот и у нас получился
ветер. Ветер качает кроны деревьев, листья по земле кружит, тучи по небу гонит, люди по улице ежатся, одежду раздувает.
-Ветер бывает разный. Попробуем назвать его по-разному: ветерок, ветерочек, ветер, а сильный ветер — ветрище, ветрило, а еще сильней — это ураган, ураганный ветер, шторм — штормовой
ветер.
Воспитатель:
- А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте, какой бывает ветер, попытайтесь представить себе ветер, как бы рассмотреть его. Музыка «Природа — ветер». Спросить у детей, что они себе представили, какой бывает ветер. Предложить встать и показать как деревья при ветре качаются.
- А теперь, нарисуйте, как вы представляете себе ветер.
Дети показывают свои рисунки Незнайке.
Ветер, ветер ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Литература: саморазработка.
|