Воспитатель: Третьякова Т.Ю
Задачи:
- Показать способы обнаружения воздуха.
- Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
- Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.
- Развивать воображение, творчество.
Оборудование и материалы: камешки, воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой и стакан или бутылочка, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: ответьте на вопрос:
-Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
Может вам поможет ответить на вопрос загадка?
Такой большой, Что занимаю мир, Такой маленький, Что в любую щель пролезаю
Дети: воздух.
Воспитатель: правильно. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Как вы думаете, что это вообще такое "Воздух"? Может это животное такое? Или растение? Или вещь? Давайте разбираться. Возьмите камень в руки. Сожмите его в руке. Какой он на ощупь?
Дети: твердый.
Воспитатель: значит камень — это твердое тело. Какие твердые тела вы еще можете назвать? Стол — твердое тело? Стул? Игрушки? Получается мы твердое тело может подержать в руках, пощупать. А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Давайте попробуем.
Делаем вывод: воздух не твердое тело.
А теперь попробуем воздух налить в стакан и выпить.
Воспитатель зачерпывает воздух кувшином и пытается налить воздух в стаканчики.
Получается вам попить воздух?
Дети: нет.
Воспитатель: Делаем вывод, что воздух нельзя налить в стаканчик и выпить, как например воду. Получается, что воздух не жидкость. Но если это не твердое тело и не жидкость, то получается дети, что воздух — это газ. Газ- это то, что нельзя потрогать, нельзя выпить, а можно только вдохнуть.
Продолжаем наше исследование.
Имеет ли воздух цвет?
Дети: нет.
Воспитатель: можем мы с вами его увидеть?
Дети: нет.
Воспитатель: значит воздух какой?
Дети: прозрачный.
Воспитатель: А что у нас в комнате есть прозрачное?
Дети: стекло.
Воспитатель: Молодцы. А имеет ли воздух запах? Давайте вдохнём?
Дети: нет
Воспитатель: правильно, чистый воздух не имеет запаха. А теперь давайте наберём воздух ртом и попробуем его пожевать. Воздух имеет вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: Получается, что воздух безвкусен. Давайте подведём итог. Воздух — это газ. Без цвета, прозрачный, без запаха и вкуса. Что же это получается? Воздух абсолютная невидимка? Так может его вообще не существует? Как доказать, что он есть?
Перед тем как начать наш опыт, давайте маленько отдохнем, встанем на ножки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо – влево, влево – вправо Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе Все попрыгаем на месте. (Прыжки). Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Итак, нам нужно доказать, что воздух существует.
Опыт 1. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: делаем вывод: воздух может перемещаться и можем ощущать его движения.
Ребята, а где может быть воздух?
Дети: вокруг нас, везде.
Воспитатель: Давайте проверим, все что вы сказали.
Ребята, давайте проверим есть ли в стакане воздух? Для этого нам понадобиться баночка с водой и пустой стакан.
в это время воспитатель ставит на стол каждого ребенка банку с водой и стаканчики.
Опыт 2.
Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Дети: нет
Воспитатель: почему нет?
Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы.
Делаем вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 3.
Воспитатель раздаёт детям трубочки.
Воспитатель: а теперь давайте проверим, что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть в нее?
Дети: получаются пузырьки.
Воспитатель: что внутри пузырьков? почему они все убегают наверх?
Дети: там воздух.
Воспитатель: правильно. Внутри пузырьков находится воздух, который мы с вами выдыхаем в трубочку. А так как воздух легче чем вода, он убегает на верх.
Вот видите, как вода помогла нам увидеть воздух.
А теперь ещё один опыт.
Опыт 4. Зажмите носы руками и не дышите. Вы не можете долго не дышать? Задыхаетесь?
Какой вывод можно сделать?
Дети: Нам нужен воздух.
Воспитатель: правильно. Мы не можем прожить без воздуха. Кто ещё не может прожить без него?
Дети: Животные, растения.
Воспитатель: Всё живое на земле дышит, и без воздуха всё живое погибнет. А где нет воздуха?
Дети: в космосе.
Воспитатель: правильно. А почему его там нет?
Дети:?
Воспитатель: А кто воздух производит?
Дети: растения.
Воспитатель: правильно, воздух создают растения, а так как в космосе нет растений, там нет воздуха и нет ничего живого.
Какой вывод мы с вами сделаем?
Дети: нет растений, нет жизни на земле.
Воспитатель: Значит нам надо беречь растения на нашей планете?
Дети: да.
Воспитатель: а как нам это сделать?
Дети: не вырубать леса, не засорять природу.
Воспитатель: Давайте подведём итог. Воздух- это... (газ). Он не имеет... (не вкуса, не цвета, не запаха). Но мы можем с вами его почувствовать, когда он движется. Увидеть, если проведём опыты с водой. А ещё воздух мы можем поймать и запереть. Как вы думаете как?
Дети: мыльные пузыри, воздушный шарик.
Воспитатель: правильно. Посмотрите на мыльный пузырь. Что внутри его? мыло?
Дети: воздух.
Воспитатель: правильно, и за счет этого воздуха он не сразу падает га землю, а парит и летает. А теперь мы с вами все вместе попробуем запереть воздух в воздушный шарик.
Воспитатель дает каждому ребенку по шарику, помогает их надуть и поиграть в них.
|