Воспитатель логопедической группы: Иванова Нина Николаевна, стаж работы 35 лет. МДОБУ «Детский сад №28 «Аленький цветочек», г. Минусинск, Красноярский край.
Цель: Формирование у детей представлений о том, что в предметах и вокруг нас есть воздух.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес и активность детей. 2. Формировать навыки исследовательской деятельности. 3.Показать детям способы обнаружения воздуха. 4. Воспитывать желание приходить друг другу на помощь в случае затруднения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отображающих воздух, беседы «Что такое воздух?», «Кому и для чего нужен воздух?», рассматривание познавательного материала с помощью интерактивной доски, чтение познавательной литературы.
Оборудование:
Кукла Незнайка, воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты, картинки с изображением предметов, которые можно надувать, предметы (губка, сахар – рафинад, комок сухой земли, камень, кирпичик, прозрачный таз с водой, прозрачный стакан, трубочки, салфетка, мыльные пузыри, кораблики с парусами, прозрачная банка, 2 апельсина, чашка с водой, скотч, нитки.
Ход: 1.Сюрпризный момент: «Прилет Незнайки на воздушных шариках». Из –за двери доносятся звуки: «Ой, помогите, спасите, лечу!» Воспитатель: «Кто это там кричит?» (открывает дверь); «Здравствуй, Незнайка. Как неожиданно ты к нам прилетел, да еще и на воздушных шариках. Незнайка: Я вышел на улицу и увидел воздушные шарики. Они были привязаны к дереву. Я отвязал их и вдруг полетел. Почему я полетел?
2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИ: Почему полетели воздушные шарики? Чем они наполнены? Как можно увидеть воздух? (ответы). Воспитатель: -А давайте попробуем поймать воздух. Незнайка: — Ага! Поймаете его! Где он? Что – то я его не вижу. А вы, ребята, видите воздух? (Нет). Воспитатель: — Раз мы его не видим, значит, он какой? (прозрачный, бесцветный, невидимый). Незнайка: — Вот – вот! Невидимый! Значит, его и вовсе нет! Докажите мне, что этот самый воздух, есть! Воспитатель: — Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Для этого мы проведем
ОПЫТ №1, который так и называется: «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ».
Цель: показать способ обнаружения воздуха. Я сейчас научу вас, как надо ловить воздух. У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Что в них? (они пустые). Воспитатель: -Смотрите, какие они тоненькие. А теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его. Что стало с пакетом? Что в пакете? Он полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал…тоненьким. – Почему? (В нем нет воздуха). Воспитатель: — Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо его поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух, заперли его в пакете, а потом выпустили. Где люди используют запертый воздух? (надувные матрасы, лодки, спасательные круги и т.д.) Незнайка: -Я понял! В моих шариках тоже был воздух, поэтому я и полетел. Воспитатель: -Теперь вы знаете, что воздух есть. Я загадаю загадку, а вы, я уверена, отгадаете ее.
3. ЗАГАДКА: -Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом) и обратный держит путь (выдох ртом). Он невидимый, но все же, без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но не видим он для нас. (Воздух).
4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: Мы сегодня так играем – нюхать воздух начинаем. Чем же пахнет? Не понять – Нужно носиком вдыхать: вдох – выдох – вдох – выдох. Гарью пахнет: ох –ох!
5. ОПЫТ №2: «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ВОЗДУХ?» Камень, губка, кусочек кирпича, сахар – рафинад, комок сухой земли. Опускаем предметы в воду: — губку и слегка надавим на нее. В воде появляются пузырьки. Это воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов. Его вытеснила вода. ВЫВОД: В ПРЕДМЕТАХ ЕСТЬ ВОЗДУХ.
6. Опыт: «СУХИМ ИЗ ВОДЫ». У меня в руках стакан. Он пустой? Проверьте: Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Стакан держите ровно. Что вы видите, попадает ли вода в стакан? Какой сделаем вывод? ВЫВОД: В СТАКАНЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ, ОН НЕ ПУСКАЕТ ТУДА ВОДУ. Итак: в предметах есть воздух, а в человеке есть воздух?
ОПЫТ №3: «ВОЗДУХ В ЧЕЛОВЕКЕ». Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (выходят пузырьки). Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
6. ФИЗМИНУТКА: «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ». (играют с мыльными пузырями). Так что находится внутри пузырей? Незнайка: Конечно же, мыло! --- Прав Незнайка? Нет. В каждом пузыре внутри находится воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. А как внутрь нас попадает воздух? А когда мы вдыхаем и выдыхаем его через нос., мы видим его?
7. ОПЫТ С САЛФЕТКОЙ: Попробуем подышать через салфетку. Очень сильно вдыхаем и выдыхаем воздух. Нам видно, как салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы знаем, что листочки качаются от ветра. Откуда у нас появился здесь ветер? Это мы вдыхали и выдыхали, и получился ветерок. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ДВИЖЕТСЯ, получается ветер. Хотите устроить ветер? Я думаю, наступило время полечить наши глазки, чтобы они зорче наблюдали за корабликами:
8. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА: «Самолет». Пролетает самолет, с ним собрался я в полет. (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом) Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – поглядел. (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) Я мотор завожу и внимательно гляжу. (делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом) Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу. (встают на носочки и выполняют летательное движение)
9. ИГРА: «КОРАБЛИКИ». Ветер, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Они ловят воздух парусами. (дети пускают кораблики по воде). ВЫВОД: ВОЗДУХ МОЖЕТ ПЕРЕМЕЩАТЬ ПРЕДМЕТЫ.
10. ОПЫТ: «Может ли воздух передавать запахи?» А может ли воздух передавать запахи? Давайте посмотрим, что находится в этой банке? Понюхаем ее? Вы ощущаете запах? Нет. Потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее. (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Проверим? Уношу банку метра на 3 от столов и открываю. Запаха нет. Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? ВЫВОД: ВОЗДУХ ИЗ БАНКИ ПЕРЕМЕСТИЛСЯ ПО КОМНАТЕ. Как вкусно запахло апельсинами. Давайте узнаем, а есть ли в апельсине воздух?
11. ОПЫТ: «ПЛАВАЮЩИЙ АПЕЛЬСИН». (2 апельсина, большая чашка с водой).! апельсин положим в чашку с водой. Он будет плавать. Затем кладем очищенный апельсин. Он утонул. Почему один утонул, а другой нет? ---В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. ВЫВОД: АПЕЛЬСИН НЕ ТОНЕТ В ВОДЕ, ПОТОМУ ЧТО В ЕГО КОЖУРЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ И ОН УДЕРЖИВАЕТ ЕГО НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ. НЕЗНАЙКА: ух как много интересного я узнал. Так если воздух может перемещать предметы, может вы мне сделаете какой – нибудь летательный аппарат, чтоб я смог улететь обратно? И шариков здесь у вас есть много.
12. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: Работать палец наш большой умеет очень хорошо. Как этот палец гнется ловко! Какая у него сноровка! (Дети кладут правую руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают большой палец. Затем проделывают тоже самое с левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
13. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАКЕТЫ ИЗ ВОЗДУШНОГО ШАРИКА. (ШАР, ПЛАСТИЛИНОВАЯ ТРУБОЧКА, СКОТЧ, ТОЛСТАЯ НИТЬ). Надуваем воздухом шарик. Придерживаем рукой отверстие, через которое его надували, чтобы шарик не сдулся. Продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть помощник привяжет к какому – нибудь предмету, другой конец держит в руке. Скотчем прикрепить трубочку к шарику. Отпускаем шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому. На ней улетает Незнайка.
14. Итог: 1.Что нового и интересного вы сегодня узнали? 2.Что вам было трудно выполнять? 3. Что вам было делать легко?
|