«НОД по познавательному развитию на тему: «Где спрятался воздух?» (эксперименты).
Задачи:
Образовательные:
- Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, интерес к познавательной деятельности.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
- Лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
- Наблюдение за ветром на прогулке;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла и песка;
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- Полиэтиленовые пакеты
- Стаканчики с водой, трубочки
- Мыльные пузыри
- Игрушки, баночки и др.
- 2 Подноса
- Сундучок Кузи
- Игрушка «Домовёнок Кузя»
- Кораблики из пенопласта
- Сосуд – «Море» для корабликов
- Салфетки бумажные, веера
- Апельсин, чеснок
- Воздушные шары
- Краски разведённые с водой, трубочки
- Музыкальные инструменты
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом»: Занимательные эксперименты для дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -192с.
- Смирнов Ю.И. воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
- Дитрих А., Юрман Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1992.
- Маленькие шаги в большой мир: Занятия по окружающему миру/ авт. -сост. В.Ю. Дьяченко, О.П. Власенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 138с.
- Белая К.Ю. Разноцветне игры. -М.: Линка-пресс, 2007.
- Н.Г. Калегина: Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань-1994.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
В: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте мою загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
но невидим он для нас!
Что это?
Д: Воздух!
В: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
(подходят к лаборатории)
Кузя: (появившись из-за ширмы):
Здравствуйте ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
В: Скажите, ребята Кузе, вы видите воздух вокруг нас?
Д: Нет, не видим.
В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д: Да
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
В: Возьмите пакет. Что в нём?
Д: Он пуст.
В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха.
В: Смотри, Кузя! Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли с ребятами это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
В: Конечно! Ведь воздух легче воды!
Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?».
В: Молодцы ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
А как вы думаете ребята внутри человека воздух есть?
Д: Да
В: Давайте проверим?
Опыт 2. С трубочкой.
В: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Д: Выходят пузырьки.
В: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Д: Мыльные.
В: Давайте и мыльные пузыри попускаем.
Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку).
В: Ребята как вы думаете что находится внутри мыльных пузырей?
Д: Конечно мыло!
В: Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Д: через нос
В: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Д: Нет
Опыт 3. С салфеткой.
В: А с салфеткой видно?
Д: Да.
В: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и появился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра «Кораблики».
В: Ветерок раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Д: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером.
В: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!
Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Д: В лицо дует ветерок.
В: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только парусникам помогает плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
В: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Кузя: Ой – ёй – ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.
В: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Ребята, как вы думаете можно с помощью воздуха рисовать. Посмотрите на экран, что здес изображено?
Д: Кляксография.
В: Давайте мы с вами попробуем рисовать с помощью трубочек.
Рисование «Кляксография»
(Вы на листе бумаги делаете кляксу и раздуваете её с помощью трубочки, т.е вы дуете в трубочку и раздуваете кляксу).
Опыт 6. «Не дышу».
В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.
Заключительная часть
Как много мы узнали сегодня о воздухе:
(ДЕТИ говорят, и показывают иллюстрации)
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис. 1)
Что воздух легче воды (рис. 2)
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей (рис. 3)
Без воздуха ничто живое не может жить (рис. 4)
Что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис. 5)
Что ветер – это движение воздуха (рис. 6)
В: Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом воздушные шарики, и хочу подарить ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
В: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!
|