ГБОУ СОШ п.Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»
Области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное»
Подготовила и провела: Воспитатель Полковникова М.А.
Ноябрь 2017г.
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха при помощи экспериментов.
Задача:
Воспитательная задача:
- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Ход НОД
- Ребята, утром в открытое окно залетел воздушный шарик и к нему привязана записка. Давайте, скорее, узнаем, что написано в записку.
(SOS – знак, который известен каждому в мире) (Показываю детям рисунок)
- Знак SOS – кто знает, что он обозначает ребята?
SOS – этот знак, посылали моряки терпящие кораблекрушение в море, океане. Во всем мире знают, этот знак обозначает просьбу о помощи.
(Спасите наши души)
Значит наша планета Земля в опасности! Что с ней случилось? Скоро вы узнаете.
- Каждый из нас живет в доме. А когда-то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилье, жил в пещере. Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек научился многому. Теперь мы живем в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остается природа.
- Природа — наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественным лесом и высокими горами
Посмотри, мой милый друг, Что находиться вокруг? Небо светло-голубое Солнце светит золотое
Ветер листьями играет, Поле, речка и трава Горы, воздух и листва Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса, Человек и время года – Это все вокруг природа.
- Что такое природа? (Дети: реки, озера, леса, солнце)
- Да, правильно, природа это солнце, река, лес, океан, море, озеро. Это все что нас окружает.
- Ребята есть живая и неживая природа.
- Как вы думаете, что можно назвать живой природой? (Растения, животные, птицы).
- Да, правильно, всё то, что ест, пьёт, дышит, растет, размножается – это всё живая природа.
- А что относиться к неживой природе? (Камни, солнце, вода, реки, моря, океаны, земля).
- Да, правильно, всё то, что не ест, не пьёт, не дышит, не растет, не размножается – это всё неживая природа.
Природой называется все, что нас окружает.
- А частью, какой природы является человек живой или неживой?
- Человек пьет? Человек дышит? Человек ест? Человек растет? Человек двигается? У человека есть дети?
- Правильно человек растет, питается, дышит, значит, человек – часть живой природы.
Подведем итог.
Живая природа – это грибы, растения, животные, бактерии и сам человек.
Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут, не дышат. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Это – вода, небо, радуга, камень, почва, ветер, дождь.
- Как вы думает ребята, относятся ли к природе: дома, фабрики, дороги, заводы, школы, больницы, детские сады?
Правильно, всё, что построил человек своими руками – не относиться к природе.
Игра «Живое и неживое, созданное руками человека»
-Давайте поиграем с вами. Вот карточки на столе и надо разделить их на живую природу и неживую природу, и предметы созданные руками человека.
Дети по очереди раскладывают картинки в три лотка.
(Подводим итог игры)
Молодцы.
- Представим на минуту, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать?
Правильно, живая и неживая природа – связана между собой.
- Что будет без солнечного света и тепла?
Правильно, не смогут существовать большинство животных, растений и сам человек.
- Что будет на Земле без воды?
Правильно, все живое погибнет.
- Что будет на Земле без воздуха?
Правильно, на Земле не будет ничего живого.
- Как вы думаете, связаны ли между собой живая и неживая природа?
Конечно, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи.
Подводим итог. Природа и окружающий мир — это то, что окружает нашу жизнь, дарит нам красоту, тепло возможность любить и ценить растительный и животный мир, живущих в тесном соседстве с человеком.
- Но всегда ли человек бережно относится к природе? Как вы думаете?
(Показываю картинку с фабриками и заводами)
Правильно. Люди на всей Земле построили очень много фабрик и завод. Их трубы день и ночь загрязняют воздух и воду. Пожары уничтожают лес. В озерах, реках и морях много мусора. Вот поэтому и прилетел к нам в садик этот шарик со знаком SOS.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь нашу планету Земля?
(Ответы детей)
Подводим итог. Правильно ребята, только от нас самих – жителей планеты Земля зависит, как она выглядит. Что будет с нашей планетой в будущем. Какой мы оставим ее будущему человечеству.
Дети встали в круг.
Физкультминутка
Собирает ветер тучи Поднимаем кверху ручки Раз, два, три! Раз, два, три! Тучки в кучку собери!
Тучка сразу стала плакать, Начал громко дождик капать Раз, два, три! Раз, два, три! Дождь в ладошки собери!
Мы от дождика бежали, Громко ножки топотали, Раз, два, три! Раз, два, три! Мы промокли, посмотри!
Поднимаем кверху ручки, Разгоняем в небе тучки, Раз, два, три! Раз, два, три! Ярче солнышко гори!
Дети сели на стулья.
- Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать, С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас!
- Что это? (воздух)
- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было удобно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез бы воздух? (не было бы жизни на земле)
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
- Сегодня на занятии я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.
Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».
- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).
- Узнать это очень просто. Возьмите веер и помашите им у лица.
- Что вы чувствуете? (Ответы детей).
Эксперимент №2. «Имеет ли воздух запах».
- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Эксперимент №3. «Движение при помощи воздуха».
- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите веер и перышко. По команде машите веером, и перо будет двигаться вперед.
Игра «У кого быстрее».
- Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).
Эксперимент №4. «Есть ли воздух в предметах — пустой бутылке».
Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.
- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?
- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).
- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.
- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)
- Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.
Кидаю в стакан с водой кусочек сухой земли. Идут пузырьки воздуха.
- Ребята, мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги наших исследований.
- Воздух не имеет:
- вкуса;
- запаха;
- цвета;
- формы;
- его не видно.
- Воздух может:
- может двигать предметы;
- может давить на предметы;
- он есть везде;
- главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
Эксперимент №5. «Мыльные пузыри».
- А в конце предлагаю поиграть с мыльными пузырями.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
- Мыльный пузырь — это тонкая плёночка мыльной пены, внутри которой воздух.
- Воздух легкий, поэтому пузыри «летают».
(Добавляю картинку) Дети играют.
- Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
Рефлексия
Природа наш дом. Человек должен беречь, и охранят природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек.
- Для рыбы нужна чистая вода.
Будем охранять наши водоемы.
- В лесах, степях, горах живут разные ценные животные.
Будем охранять наши леса, степи, горы.
Человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину.
И на память я вручаю вам значки, как юным экологам.
Дети встают в круг. Нам значки сегодня дали, Мы экологами стали Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу Чтоб деревья и цветы Город украшали, Чтобы этой красоты Люди не ломали.
|