Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление — гром и молнию.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей.
- Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
- Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно — следственные связи.
- Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
- Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.
Материал: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов); картинки с изображением живой и неживой природы. Графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы. Лист А3, клей, фломастеры; два воздушных шарика для опыта.
Скачать конспект
Предварительная работа: наблюдения, беседы, развивающие игры экологического содержания, чтение художественной и энциклопедической литературы.
Ход
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом.
Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.
Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Воспитатель: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)
Воспитатель: Природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Воспитатель: Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита...
(Дети продолжают этот ряд.)
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы их попробуйте отгадать. Еще вам надо определить к какой природе относится.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь. А печет.
(Солнце)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода)
На нем бурый колпачок,
Колпачок-набочок.
Кто в лесу бывает-тот его и знает.
(Белый гриб, боровик)
На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Воспитатель: На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.
Дети расставляют и объясняют: живая природа — это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:
Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Воспитатель: А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)
Воспитатель: Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой?
(Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается – значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)
Воспитатель: Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)
Воспитатель дополняет ответы детей. Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Воспитатель: Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.
Человеку надо бережно относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
(С. Кирсанов)
Дидактическая игра «Угадай правила»
Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в природе.
Дети по-очереди берут карточки-схемы, отвечают, что нельзя делать: разводить костёр в лесу, ломать ветки, разрушать гнёзда, разорять муравейники, ловить насекомых, рвать цветы и т.д.
Воспитатель: Ребята, кто из вас видел интересное природное явление — гром и молнию (грозу). (Ответы детей)
«Гроза»
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
А раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Ф. Тютчев
Воспитатель: Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом – остыл.)
- В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом.)
-Бывают ли грозы в пустынях? (Нет – сухой воздух.)
- Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.)
-Что такое молния? (Электрические разряды.)
-Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом – мы слышим гром.)
Опыт «Гром и молния»
Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры – как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание – как гром.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю составить интеллект-карту по теме «Природа» используя наши знания.
Дети выделяют ключевые слова, рисуют ветви и распределяют картинки на листе формата А3.
Воспитатель: Вот такая интеллект-карта у нас получилась. Предлагаю вспомнить, что сегодня вы узнали о природе. Ведь сегодня мы нашли ответы на многие вопросы. Кто готов рассказать о природе с помощью зафиксированной информации – интеллект-карты.
Какая информация о природе для вас была самой интересной… новой?
Литература:
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
|