Современная дошкольная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе.
Усвоение детьми систематических знаний об окружающем мире природы становится обязательным компонентом образования и воспитания детей.
Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека, создадут необходимые условия для успешного усвоения в школе всего цикла природоведческих дисциплин.
Некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, в значительной степени, более примитивные представления о природе в целом, чем нормально развивающиеся сверстники. Их представления характеризуются однородностью и нечеткостью, знания крайне обеднены даже в отношении тех объектов и явлений природы, с которыми не раз встречались практически.
При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки, например, на такой существенный признак, как живое и движущееся (животные ближайшего окружения), и не осознают, как элементы природы объекты и явления неживой природы.
Дети могут перечислить конкретных представителей животных и растений, но без обобщения их в родовые группы, входящие в данную категорию.
Связи и отношения в живой природе воспринимаются детьми с большим трудом. Им присущ дефицит знаний о назначении основных частях тела животных, очевидных причинах характерного способа их передвижения.
Лишь небольшой процент детей могут указать на функциональную связь между наличием у зайца длинных лап и его умением быстро бегать, или наличием перепонок на лапах водоплавающих птиц и умением плавать.
Знания детей о значении домашних животных в жизни людей также очень обеднены. Как правило, они называют лишь один из ряда факторов, характеризующих пользу животных для человека: «собака охраняет дом, корова дает молоко». Немногие из детей могут назвать, какое значение в жизни людей имеет свинья, кролик и даже кошка. В ответ на то, что кошки ловят мышей, дети говорят: «мышей дома нет, кошка ест корм».
Определение «дикие животные» ассоциируются у наших детей с какой-то опасностью, исходящей от диких животных: «они злые, их трогать нельзя».
Некоторые дети, запомнив сказочные образы зайца и ежа, рассказывают, что заяц в лесу питается морковкой, а ежик – яблоками…
Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения.
Для более целенаправленного формирования обобщенных представлений о многообразии форм и явлений, связей и отношений в живой природе целесообразно:
- использовать в образовательной деятельности разнообразный наглядный материал, в том числе натуральные объекты. Дети должны иметь возможность подключить все органы чувств при ознакомлении с объектом: посмотреть, потрогать, понюхать, ощутить вес и т.д. ы;
- проводить элементарные опыты, обеспечивающие полноту чувственного восприятия ребенка;
- использовать предметно-практическую деятельность. В домашнем быту, на прогулках, в процессе трудовой деятельности дети активнее накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. На этой основе добиваться предметной соотнесенности знаний воспитанников;
- Систематически уточнять и восполнять представления детей об объектах и явлениях живой природы.
Вся коррекционно-развивающая деятельность по ознакомлению детей с ОВЗ с предметами и явлениями природы в детском саду осуществляется через игру. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Знания, приобретенные непосредственно в процессе игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир как участника естественного процесса его развития.
В дидактических играх мы используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности и речи.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Это будет способствовать предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к природе.
На родительских консультациях мы всегда рекомендуем регулярно наблюдать с детьми за объектами и явлениями природы. Закрепляя названия деревьев, собрать, рассмотреть, назвать и засушить листочки с них.
Привлекая ребенка дома помочь маме помыть посуду, постирать куклино платье или свои носочки, учим подмечать при этом, свойства воды. Во время
экскурсии в зоопарк, учим ребенка наблюдать за повадками животных, их образом жизни. Обязательно побеседовать с ребенком о том, что он видел.
Гуляя в лесу, советуем обращать внимание на сухие ветки, сучки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети
начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожие признаки знакомых предметов. Это очень радует их и способствует
развитию наблюдательности, воображения, пополнению словарного запаса и развитию речи.
Мы рекомендуем родителям учить ребенка не только задавать вопросы, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на них, хвалить
ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. Это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы. И конечно, поощрять
любознательность ребенка, ведь потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
Для формирования целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано, регулярно используем в своей деятельности
интегрированные занятия. Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности,
нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Эти занятия
создают благоприятные условия, чтобы «восприятие, мышление и речь соединились в единый и целостный акт умственной работы» (Б. Г. Ананьев,
1958 г.).
|