Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития

Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развитияК числу актуальных проблем современной специальной педагогики  следует отнести проблему индивидуально- типических особенностей мыслительной деятельности  детей с ЗПР.
Первоначальные знания об окружающем мире ребёнок приобретает под влиянием непосредственных побуждений. Его познавательная активность находится в  прямой  зависимости от полноценности врождённой мозговой организации, характера, безусловно- ориентировочной деятельности.
При подготовке детей к школе, особенно детей с задержкой психического развития (ЗПР), важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об объектах живой природы. Обогащение детей знаниями о явлениях, объектах живой природы неразрывно связано  с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать, делать обобщения и выводы.
Поэтому проблема организации коррекционной работы по формированию представлений о живой природе у детей с ЗПР является актуальной.
С  целью определения уровня сформированности представлений о живой природе у дошкольников с ЗПР, нами был организован констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа -10 детей с ЗПР, контрольная группа - 10  нормально развивающихся детей.
В ходе констатирующего эксперимента детям предлагались:
1. Тест С.Д. Забрамной «Определение времени года по картинкам»;
2. Беседа;
3. Классификация объектов живой природы;
4. «4-й лишний».
Анализ результатов показал, что уровень знаний детей о явлениях живой природы в контрольной и экспериментальной группах отличается в количественных и качественных показателях. Большинство детей экспериментальной группы выполнили задание на низком уровне.
Особого затруднения в определении времени года у детей с ЗПР не наблюдалось (трудности вызывало определение времени года по схожим признакам: например, признаки весны и осени).  В ходе проведения беседы, дети с ЗПР также показали низкий уровень знаний о живой природе(из 30 возможных ответов они назвали менее половины названий). Во время беседы дети понимали вопросы, задаваемые им, но проявляли не стойкий интерес, часто отвлекались, повторялись в назывании объектов живой природы.
Самым сложным оказалось задание «4 лишний» и задания на классификацию: дети не испытывали затруднений в назывании предметов, изображенных на картинках, но сгруппировать, выделяя общий признак, большинство детей с ЗПР не смогли (особенно сложным было обобщение картинок с изображением диких и домашних животных, полевых цветов и цветов, растущих на клумбе). Никто из экспериментальной группы не смог разделить объекты живой и неживой природы. Часто дети объединяли объекты живой природы по одному, не главному признаку (стрекоза- птица, т.к. летает).
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что необходимо разработать специальную систему коррекционных занятий для формирования знаний об объектах живой природы у дошкольников с ЗПР.

Просмотров: 694
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Галиева Светлана Мунировна. «Экспериментирование с живой и неживой природой»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект занятия по ознакомлению с живой природой «Прогулка по лесу».
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Голик Светлана Николаевна. Домашнее задание по лексической теме: «Овощи» подготовительная группа для детей с ЗПР
  • Андреевских Ирина Викторовна. Проектирование коррекционно-развивающих занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР от 5-6 лет
  • Блинова Ольга Анатольевна. Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
  • Колывагина Елена Васильевна, Абрамова Ирина Павловна. Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе компенсирующего обучения для детей с ОВЗ (ЗПР). Тема: «Покоряем вершины знаний»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Басистая Валерия Викторовна. Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья»
  • Рябчикова Надежда Геннадьевна. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР на тему: «Цветик — семицветик»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Амелина Надежда Александровна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 6 для детей с ЗПР (VII вида). Тема: «Путешествие в сказочный лес»
  • Гарипова Резида Мубаракзяновна. Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ЗПР на тему: «От А до Я»
  • Лазорик Наталия Ивановна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Старшая группа для детей с ЗПР. Тема: 'В гостях у сказки'.
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект дифференцированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с задержкой психоречевого развития. «Скоро лето! Явления природы. Рыбы.»
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Блинова Ольга Анатольевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Вандышева Валентина Леонидовна. Методическая разработка развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Красота природы в разные времена года»
  • Галухина Марина Владимировна. Конспект квест-игры для детей с ЗПР старшей группы.
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Лазорик Наталия Ивановна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ, Посвященного ДНЮ МАТЕРИ (подготовительная группа для детей с ЗПР).
  • Баракова Эльвира Назировна. Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Жукова Екатерина Валерьевна. Открытое занятие по формированию речевых навыков с использованием элементов лепки из теста «Колобок» средняя группа для детей с ЗПР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь