Составили и провели педагоги ГБОУ Школа №1596
- Колывагина Елена Васильевна (учитель-дефектолог, учитель-логопед)
- Абрамова Ирина Павловна (учитель-дефектолог, учитель-логопед)
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить навыки деления слов на слоги, графические образы букв алфавита.
- Продолжать формировать навыки звукового анализа, умение составлять предложение, дополнять словами на заданный звук;
Развивающая:
- Совершенствовать мелкую моторику рук при подготовке руки к письму: штриховка, работа с трафаретами и координации движения, общей моторики во время логоритмических игр.
- Развивать внимание, память.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде; чуткое отношение к нуждающимся в помощи, аккуратность в работе с карандашом.
Материалы к занятию:
- карточки с элементами букв (по кол-ву детей)
- цветные карандаши и простой карандаш (по кол-ву детей)
- игра «Ромашка»
- звуковые пеналы (по кол-ву детей)
- карточки слов (аист, усы, нос)
- поезд 3 вагона
- карточки с изображение животных (диких, домашних, жарких стран)
- мяч
- игра «Собери слово»
- костюм Карлсона
- презентация (гора с флажками и кубком победителей)
Ход ООД.
1. Оргмомент:
Здравствуйте ребята!
Послушайте, пожалуйста внимательно и назовите слово, которое отличается от остальных: мак – рак – альпинист – бак.
Почему это слово лишнее? (высказывания детей)
Сегодня мы совершим восхождение на гору Знаний, будем подниматься до самой вершины, как настоящие альпинисты.
-Ребята, а Вы знаете, кто такие альпинисты? (высказывания детей)
- Альпинисты, покоряющие гору, идут в одной связке, поэтому они должны обладать какими качествами? (доброта, смелость, взаимовыручка, находчивость…)
- Молодцы, именно эти положительные качества мы возьмём с собой в путь.
На вершине горы вас ждет сюрприз.
Ну что отправляемся в путь, тогда собираемся (дети имитируют процесс одеваются)
На чем можно отправиться в путешествие? (высказывания детей)
Ой, я что-то слышу. (звучит муз трек №1 появляется Карлсон)
Карлсон:.
Здорова девчонки,
здорова мальчишки,
я Ваш любимый Карлсон,
вы меня узнали? (Да)
Опоздал я! Опоздал я!
Ой ели – ели вас догнал
Дефектолог: Куда опоздал?
Карлсон: С Вами в путешествие. Покорять гору Знаний
Дефектолог: Ребята возьмем с собой Карлсона.
Занимайте места в автобусе.
Логоритмическое упр «Автобус». (звучит муз трек №2)
Но вот мы подъехали к подножью горы Знаний. И вот Вам первое задание.
Для этого нам надо сесть за стол. Пройдите к столам.
Задание № 1 «Отремонтируй буквы» (дети выполняют задание на листе)
Буквы ветер поломал,
по элементам разбросал,
теперь их допишите
в буквы превратите!!!
Внимательно посмотрите на лист с заданием. Отремонтируйте буквы.
Давайте проверим, какие буквы мы отремонтировали. (2-3 человека)
А теперь рассели те буквы по домикам.
Как мы можем расселить эти буквы? (разделить на гласные и согласные)
Гласные живут, в каком домике? А согласные живут в каком домике?
Обведите гласные в красный кружок, согласные в синий кружок.
Давайте проверим.
-Назовите буквы гласные, которые Вы поселили в красный домик
-Назовите буквы согласные, которые Вы поселили в синий домик
Молодцы! Первый уступ горы преодолели (на «уступ горы» ставится флажок). Молодцы поздравляю. Продолжаем дальше.
Следующее задание.
Карлсон: В горах всегда сильный ветер. Сильный ветер перепутал лепестки ромашек. Ребята давайте пройдем на полянку.
Игра «Ромашка».
Смотрите, 2 сердцевинки от двух ромашек. Посмотрите, какие буквы Вы видите? Молодцы, правильно «С — З». Вот лепестки. Давай соберём цветы. В картинках, которых есть звук «С» — вы положите к серединке с буквой «С», а со звуком «З» — к серединке с «З».
Для этого встаем в колонну, друг за другом.
Молодцы! Второй уступ горы преодолели (на «уступ горы» ставится флажок, так делается после выполнения каждого задания).
Восхождение наше продолжается.
Следующее задание игра «Шифровальшик», когда мы слова не будем писать, а будем выкладывать фишками. Задание понятно.
Подвиньте к себе звуковые пеналы.
Но сначала вспомним, что такое звуки? (это то, что мы слышим и произносим)
Какие бывают звуки?
Назовите признаки гласных звуков?
Назовите признаки согласных звуков?
Молодцы!
Внимательно слушаем первое слово -аист. Давайте все вместе произнесем слово. (артикулируем 2-3 раза). Выложите слово фишками.
Вопросы к детям:
Ск-ко всего в этом слове звуков?
Ск-ко гласных звуков в этом слове?
Ск-ко согласных звуков в этом слове?
Проверьте друг у друга. (самопроверка)
Внимание следующее слово: нос, усы. (работа аналогично) Видно со звуками вы дружите! (Да)
Дефектолог:
Звуки обязательно должны дружить, иначе нельзя будет сложить слоги, а слоги в слова, а слова в предложения.
Молодцы! Третий уступ горы тоже благополучно преодолели (на «уступ горы» ставится флажок, так делается после выполнения каждого задания)
Путешествие продолжается. Вы же добрые дети и поможете животным.
Игра «Рассади пассажиров». (деление слов на слоги, перед детьми поезд и карточки животных.) Назови животное словом и скажи сколько слогов в этом слове. Дети делят слова на слоги.
Молодцы! Четвертый уступ горы преодолели (на «уступ горы» ставится флажок)
А сейчас игра для Вас
В ней проверю я сейчас
Ваше умение: составлять предложения
Кто знает, что такое предложение? (ответы детей)
Для того, чтобы подняться на следующий уступ горы, мы должны поиграть в игру «Закончи предложение, словом на звук З». Вставайте в круг (дети встают в круг,) Педагог начинает предложение, ребенок которому он передает флажок, заканчивает его. Отвечать нужно быстро.
Опорные фразы:
- В зоопарке покрасили (забор)
- По полю бегал трусливый (заяц)
- На ворота повесели (замок)
- У Зины белоснежные (зубы)
- Зоя раскрыла красивый (зонт)
- Мама повесила новые (занавески)
Хорошо справились и с этим заданием, молодцы!! (ставится флажок на пятый уступ горы)
Карлсон:.
Помогите мне, спасите меня.
У меня буквы, все перепутались и я, не знаю, что с ними делать?
Дефектолог:
Я знаю, что надо сделать. Ребятки давайте поможем Карлсону, собрать слова. Выходите.
Срочно буквы подружите
И слова из них сложите.
Вот вам ребята маленькая подсказка:
Под музыку, Вы бежите по кругу. Как музыка остановится, вы должны собрать слово. Для этого надо разложить круги слева на право. От самого большого, до самого маленького. Прочитаем слова. (дети по очереди читают)
1-2-1-2 начинается игра!
игра «Собери слово» (звучит муз трек №3)
Карлсон, прочитай, какие слова собрали дети?
Карлсон: А яяяя читать не умею. Помогите, научите.
Дефектолог:
Как же так, Карлсон? Ребятки поможем Карлсону. Наши дети знают буквы и читать умеют. (дети читают выложенные слова) Кто готов, прочитать свое слово поднимите руку.
Молодцы! И с этим заданием вы справились, Карлсона выручили. И так играем 2-3 раза.
Карлсон:
Выручили, выручили. Я даже буквы некоторые запомнил. А Вы мне можете подарить буквы, чтобы я тоже у себя дома их закреплял.
Дефектолог:
Конечно подарим. (Собираем в конце игры слова и передаем Карлсону)
Хорошо справились и с этим заданием, молодцы!! (ставится флажок на шестой уступ горы)
Карлсон: Ребята мы добрались до самой вершины.
Дефектолог:
Ребята, наше путешествие подходит к концу.
Окончен путь
Пора прощаться.
Настало время расставаться.
Кто собой доволен,
Золотую «звездочку возьмите.» А кто считает, что с чем-то не справился, те берут «серебряную звездочку».
Что вам понравилось больше? Вы хорошо справлялись с заданиями на всех уступах горы. За то, что вы были очень внимательными и старательными альпинистами.
За труды и за старанья
И за выполненные задания.
Ждёт награда вас, друзья (дети получают настольную игру «Собери букву» и сладкие сувениры) Ну а теперь пора возвращаться в детский сад.
(дети садятся в автобус и отправляются в детский сад.)
Использованная литература:
- Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
- Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
- Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
- Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
- Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
- Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
- Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
- Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
|