Цель: Закрепление представлений о букве Н, звуках н, н».
Задачи:
- Развивать фонематический слух;
- Закреплять акустический образ звуков [н; н`] и их условные обозначения – синий и зеленый круги;
- Развивать навык интонационно выделять звуки [н; н`] в словах;
- Закреплять навык дифференциации звуков [н; н`] на уровне слогов и слов;
- Закреплять зрительный образ буквы Н;
- Закреплять кинетический образ буквы Н;
- Закреплять звуко-буквенные связи;
- Развивать графо-моторные навыки;
- Развивать навык определения места звука в словах и обозначать его на схеме;
- Развивать звуко-буквенный анализ слов;
- Развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками;
- Закреплять умение вести диалог с логопедом: слушать и понимать вопрос, отвечать на него;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
Ход занятия
I. Организационный момент
Скачать конспект
Здравствуйте, ребята! Садитесь за столы. Сегодня утром на почту мне пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим. (Маша: Здравствуйте, ребята! Дело в том, что мы с мишкой очень любим читать книги. Сегодня утром, когда мы сели прочесть газету, мы увидели, что буквы Н везде не хватает. Мишка: Видимо, ее кто-то похитил. Ребята, помогите нам, пожалуйста, найти пропавшую букву. Вы согласны?) Ребята, давайте поможем Маше и Мише? (давайте) Ну что, отправляемся!
II. Основная часть
1. Дидактическая игра «Улика»
Вот и первая улика в нашем расследовании: похититель оставил нам загадки, разгадав которые, мы приблизимся на шаг к ответу. Итак, слушайте:
В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто…
(ночь)
Назовите первый звук в слове «ночь»? (В слове «ночь» первый звук — н) Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н согласный, твердый, звонкий). Как вы поняли, что это согласный звук? (Звук Н согласный, потому что его нельзя пропеть и встречается преграда, когда его произносим — язык). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н мы будем обозначать синим цветом).
Следующая загадка:
У иголочки подружка
К ней привязана за ушко.
След в след за нею ходит
И узорчики выводит..
(нитка)
Назовите первый звук в слове «нитка»? (В слове «нитка» первый звук — н») Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н» — согласный, мягкий, звонкий). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н» мы будем обозначать зеленым цветом).
Молодцы ребята, отправляемся на поиски следующей улики.
2. Дидактическая игра «Фонарики»
Маша и медведь предлагают осмотреть дом похищенной буквы. Давайте отправимся туда. (картинка на слайде, дети стоят вокруг стола) Вы что-нибудь видите, ребята? (нет) Кто-то выключил свет во всем доме. Чтобы разглядеть улики, нужно включить фонарики, но они будут не обычные. Для того, чтобы они зажглись, нужно правильно определить, какой звук слышится в слоге или слове- твердый н или мягкий н». Если вы услышите твердый звук н, то нужно зажечь фонарик синим светом, если мягкий звук н` — зеленым. Слушайте внимательно!
Лингвистический материал: на, не, ни, ан, он, она, уни; носорог, небо, камень, конь, слон, сосна, огонь, малина, кино, книга, нос, весна.
Вы хорошо осветили фонариками весь дом и наши помощники нашли следующую улику благодаря вам. Давайте посмотрим, что в следующей записке. Садитесь на подушки.
3. Дидактическая игра «Загадочный шифр»
Маша и медведь не могут понять, что написано в записке. Сообщение зашифровано. Сыщики просят нас помочь им его расшифровать. Чтобы подобрать шифр, нужно заменять в слогах твердый звук н мягким звуком н». Например, я скажу ны, а вы мне скажете – ни. Мы будем подбирать шифр по очереди, передавая лупу. Слушайте внимательно!
Лингвистический материал:
На-ня кна-кня
Ну-ню сна-сня
Ан-ань тну-тню
Ун-унь жну-жню
Сообщение расшифровано! В нем сказано, что нашу похищенную букву прячут в подвале дома. Давайте спустимся туда! Садитесь за столы.
4. Дидактическая игра «Встреча с буквой»
Вот и наша пропавшая – буква Н. Её похитил злой двоечник, который не хотел учиться правильно её читать и писать, но благодаря сыщикам и нам с вами она вернулась к своим друзьям. Буква Н – это графический образ звуков н и н`.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)
Давайте посмотрим, на что же похожа буква Н? (Буква Н похожа на забор; на лавочку; на двух людей, которые здороваются; на лестницу).
Из скольки частей состоит буква Н? (Буква Н состоит из трех частей)
Какие это части? (Буква Н состоит из двух длинных палочек и одной короткой)
Выложите букву Н из камней. Молодцы! Сложите их в корзинку.
5. Дидактическая игра «Фотография на память»
Буква Н хочет, чтобы вы напечатали её фотографию на память. Для этого мы сначала подготовим пальчики:
«Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания
Как видно, ладошки мои горячи. расслабленными ладонями.
Н. Нищева
Давайте напечатаем фотографию буквы Н. Обводим по точкам букву, а затем печатаем строчку до конца.
В благодарность за то, что вы нашли и освободили новую знакомую, она хочет с вами еще и поиграть, а наши герои помогут в этом.
6. Дидактическая игра «Головоломки буквы Н»
(используется пособие «Кругия Луллия»).
Буква Н любит придумывать разные головоломки. Для вас она приготовила по задачке. Подойдите, пожалуйста, к столу. Сейчас вы будете по одному, выбирать картинку на круге, называть ее и определять, какой звук слышится в этом слове н или н`. Затем нужно определить место этого звука в слове.
Лингвистический материал: Носки, конфета, леденец, небо, нос, нитки, осень, лимон.
Что это? (Нос)
Какой из изучаемых нами сегодня звуков слышится в этом слове? (В слове «нос» слышится твердый согласный звук Н)
Какую фишку возьмем? (Мы возьмем синюю фишку)
Определи место звука в слове и выбери схему. (звук Н стоит в начале слова)
(ребенок под соответствующую картинку поворачивает следующие два круга, аналогично разбираются следующие слова)
Буква Н рада, что вы справились с ее головоломками, молодцы! Она устала сидеть в подвале и предлагает подвигаться вместе с нашими сыщиками. Подходите ко мне, ребята, и повторяйте упражнения за Машей.
Физ. минутка
«А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место все вернулись. (Дети садятся.)
(А. Н. Киселева)
7. Дидактическая игра «Вместе веселее»
Буква Н хочет узнать у вас, насколько хорошо вы знаете её друзей – другие буквы.
Для этого отгадайте самую любимую загадку Маши и медведя:
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
Сейчас мы с вами сделаем фонетический разбор слова – луна. Перед вами лежит схема и фишки. Будьте внимательны.
- Сколько слогов в слове ЛУНА? (в слове «луна» два слога)
- Назовите первый звук в слове. (Л) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Л – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Л мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему.
Выставляется символ звука.
- Назовите второй звук в слове. (У) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук У – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук У мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему.
Выставляется символ звука.
- Назовите третий звук в слове. (Н) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Н – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Н мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему.
Выставляется символ звука.
- Назовите четвертый звук в слове. (А) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук А – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук А мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему.
Выставляется символ звука.
Молодцы, ребята!
- Скажите, сколько всего звуков в слове ЛУНА? (В слове «луна» 4 звука)
- Сколько гласных звуков? (Два гласных звука) Сколько всего согласных звуков? (Два согласных звука) Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (Два твёрдых согласных звука) Сколько мягких согласных звуков в слове? (Мягких согласных в слове нет)
Напоследок буквы хотят вместе поиграть, но вы должны им помочь. Подойдите ко мне, пожалуйста, ребята.
К доске выходят 4 ребёнка.
- Сейчас я раздам каждому из вас по букве, а вы должны будете все вместе составить из них слово «Луна». Остальные ребята проверят, правильно ли вы его собрали. Молодцы!
III. Итог занятия
Скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили? (о букве Н и звуках [н; н`]) Сегодня вечером, когда вы приедете домой, расскажите родителям, какая игра на нашем занятии вам понравилась больше всего. А буква Н благодарит Машу, медведя и вас за помощь в её поисках и дарит каждому альбом, в котором много игр с нашей новой знакомой и сладкие подарки. Занятие окончено. До свидания!
Список использованной литературы
- Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. — М.: «Школа-Пресс», 1998. — 142 с.
- Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
- Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007.
|