Колчанова Екатерина Владимировна. Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н»

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «В поисках буквы Н»

Цель: Закрепление представлений о букве Н, звуках н, н».

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух;
  2. Закреплять акустический образ звуков [н; н`] и их условные обозначения – синий и зеленый круги;
  3. Развивать навык интонационно выделять звуки [н; н`] в словах;
  4. Закреплять навык дифференциации звуков [н; н`] на уровне слогов и слов;
  5. Закреплять зрительный образ буквы Н;
  6. Закреплять кинетический образ буквы Н;
  7. Закреплять звуко-буквенные связи;
  8. Развивать графо-моторные навыки;
  9. Развивать навык определения места звука в словах и обозначать его на схеме;
  10. Развивать звуко-буквенный анализ слов;
  11. Развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками;
  12. Закреплять умение вести диалог с логопедом: слушать и понимать вопрос, отвечать на него;
  13. Развивать мелкую моторику рук;
  14. Развивать любознательность и познавательную мотивацию;

Ход занятия

I. Организационный момент

 

Скачать конспект

Здравствуйте, ребята! Садитесь за столы. Сегодня утром на почту мне пришло видеосообщение. Давайте его посмотрим. (Маша: Здравствуйте, ребята! Дело в том, что мы с мишкой очень любим читать книги. Сегодня утром, когда мы сели прочесть газету, мы увидели, что буквы Н везде не хватает. Мишка: Видимо, ее кто-то похитил. Ребята, помогите нам, пожалуйста, найти пропавшую букву. Вы согласны?) Ребята, давайте поможем Маше и Мише? (давайте) Ну что, отправляемся!

II. Основная часть

1. Дидактическая игра «Улика»

Вот и первая улика в нашем расследовании: похититель оставил нам загадки, разгадав которые, мы приблизимся на шаг к ответу. Итак, слушайте:

В сутки раз я прихожу,

Сон, покой я привожу.

Встретить все меня не прочь,

И зовусь я просто…

(ночь)

Назовите первый звук в слове «ночь»? (В слове «ночь» первый звук — н) Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н согласный, твердый, звонкий). Как вы поняли, что это согласный звук? (Звук Н согласный, потому что его нельзя пропеть и встречается преграда, когда его произносим — язык). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н мы будем обозначать синим цветом).

Следующая загадка:

У иголочки подружка

К ней привязана за ушко.

След в след за нею ходит

И узорчики выводит..

(нитка)

Назовите первый звук в слове «нитка»? (В слове «нитка» первый звук — н») Какой это звук? (вызванный ребенок дает полную характеристику: Звук Н» — согласный, мягкий, звонкий). Каким цветом будем обозначать его на схемах? (Звук Н» мы будем обозначать зеленым цветом).

Молодцы ребята, отправляемся на поиски следующей улики.

2. Дидактическая игра «Фонарики»

Маша и медведь предлагают осмотреть дом похищенной буквы. Давайте отправимся туда. (картинка на слайде, дети стоят вокруг стола) Вы что-нибудь видите, ребята? (нет) Кто-то выключил свет во всем доме. Чтобы разглядеть улики, нужно включить фонарики, но они будут не обычные. Для того, чтобы они зажглись, нужно правильно определить, какой звук слышится в слоге или слове- твердый н или мягкий н». Если вы услышите твердый звук н, то нужно зажечь фонарик синим светом, если мягкий звук н` — зеленым. Слушайте внимательно!

Лингвистический материал: на, не, ни, ан, он, она, уни; носорог, небо, камень, конь, слон, сосна, огонь, малина, кино, книга, нос, весна.

Вы хорошо осветили фонариками весь дом и наши помощники нашли следующую улику благодаря вам. Давайте посмотрим, что в следующей записке. Садитесь на подушки.

3. Дидактическая игра «Загадочный шифр»

Маша и медведь не могут понять, что написано в записке. Сообщение зашифровано. Сыщики просят нас помочь им его расшифровать. Чтобы подобрать шифр, нужно заменять в слогах твердый звук н мягким звуком н». Например, я скажу ны, а вы мне скажете – ни. Мы будем подбирать шифр по очереди, передавая лупу. Слушайте внимательно!

Лингвистический материал:

На-ня кна-кня

Ну-ню сна-сня

Ан-ань тну-тню

Ун-унь жну-жню

Сообщение расшифровано! В нем сказано, что нашу похищенную букву прячут в подвале дома. Давайте спустимся туда! Садитесь за столы.

4. Дидактическая игра «Встреча с буквой»

Вот и наша пропавшая – буква Н. Её похитил злой двоечник, который не хотел учиться правильно её читать и писать, но благодаря сыщикам и нам с вами она вернулась к своим друзьям. Буква Н – это графический образ звуков н и н`.

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

Давайте посмотрим, на что же похожа буква Н? (Буква Н похожа на забор; на лавочку; на двух людей, которые здороваются; на лестницу).

Из скольки частей состоит буква Н? (Буква Н состоит из трех частей)

Какие это части? (Буква Н состоит из двух длинных палочек и одной короткой)

Выложите букву Н из камней. Молодцы! Сложите их в корзинку.

5. Дидактическая игра «Фотография на память»

Буква Н хочет, чтобы вы напечатали её фотографию на память. Для этого мы сначала подготовим пальчики:

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю. Ритмичные удары пальцами левой

руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю Ритмичные удары пальцами правой, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания

Как видно, ладошки мои горячи. расслабленными ладонями.

Н. Нищева

Давайте напечатаем фотографию буквы Н. Обводим по точкам букву, а затем печатаем строчку до конца.

В благодарность за то, что вы нашли и освободили новую знакомую, она хочет с вами еще и поиграть, а наши герои помогут в этом.

6. Дидактическая игра «Головоломки буквы Н»

(используется пособие «Кругия Луллия»).

Буква Н любит придумывать разные головоломки. Для вас она приготовила по задачке. Подойдите, пожалуйста, к столу. Сейчас вы будете по одному, выбирать картинку на круге, называть ее и определять, какой звук слышится в этом слове н или н`. Затем нужно определить место этого звука в слове.

Лингвистический материал: Носки, конфета, леденец, небо, нос, нитки, осень, лимон.

Что это? (Нос)

Какой из изучаемых нами сегодня звуков слышится в этом слове? (В слове «нос» слышится твердый согласный звук Н)

Какую фишку возьмем? (Мы возьмем синюю фишку)

Определи место звука в слове и выбери схему. (звук Н стоит в начале слова)

(ребенок под соответствующую картинку поворачивает следующие два круга, аналогично разбираются следующие слова)

Буква Н рада, что вы справились с ее головоломками, молодцы! Она устала сидеть в подвале и предлагает подвигаться вместе с нашими сыщиками. Подходите ко мне, ребята, и повторяйте упражнения за Машей.

Физ. минутка

«А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место все вернулись. (Дети садятся.)

(А. Н. Киселева)

7. Дидактическая игра «Вместе веселее»

Буква Н хочет узнать у вас, насколько хорошо вы знаете её друзей – другие буквы.

Для этого отгадайте самую любимую загадку Маши и медведя:

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

Сейчас мы с вами сделаем фонетический разбор слова – луна. Перед вами лежит схема и фишки. Будьте внимательны.

- Сколько слогов в слове ЛУНА? (в слове «луна» два слога)

- Назовите первый звук в слове. (Л) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Л – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Л мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

- Назовите второй звук в слове. (У) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук У – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук У мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

- Назовите третий звук в слове. (Н) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук Н – это согласный, твердый звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук Н мы обозначим синей фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

- Назовите четвертый звук в слове. (А) (имя ребенка) дай характеристику, какой это звук? (Звук А – это гласный звук) Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Звук А мы обозначим красной фишкой). Выкладываем фишку в схему.

Выставляется символ звука.

Молодцы, ребята!

- Скажите, сколько всего звуков в слове ЛУНА? (В слове «луна» 4 звука)

- Сколько гласных звуков? (Два гласных звука) Сколько всего согласных звуков? (Два согласных звука) Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (Два твёрдых согласных звука) Сколько мягких согласных звуков в слове? (Мягких согласных в слове нет)

Напоследок буквы хотят вместе поиграть, но вы должны им помочь. Подойдите ко мне, пожалуйста, ребята.

К доске выходят 4 ребёнка.

- Сейчас я раздам каждому из вас по букве, а вы должны будете все вместе составить из них слово «Луна». Остальные ребята проверят, правильно ли вы его собрали. Молодцы!

III. Итог занятия

Скажите, ребята, о чем мы сегодня говорили? (о букве Н и звуках [н; н`]) Сегодня вечером, когда вы приедете домой, расскажите родителям, какая игра на нашем занятии вам понравилась больше всего. А буква Н благодарит Машу, медведя и вас за помощь в её поисках и дарит каждому альбом, в котором много игр с нашей новой знакомой и сладкие подарки. Занятие окончено. До свидания!

Список использованной литературы

  1. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. — М.: «Школа-Пресс», 1998. — 142 с.
  2. Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
  3. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  4. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007.
Просмотров: 416
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Зотеева Елена Юрьевна. Звук и буква «З» обучение грамоте.
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква И»
  • Светлана Шишкина. Презентация к занятию по подготовке к обучению грамоте 'Звук С и буква С'
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква «Х»
  • Ворошилова Ирина Анатольевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'С'
  • Дашимолонова Саяна Викторовна. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква С»
  • Федосеева Каринэ Минасовна. Конспект подгруппового занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква [С]»
  • Горобец Елена Валерьевна. Звук и буква «Х»
  • Колбасова Ольга Николаевна. Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж».
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Миронычева Юлия Семеновна. Конспект открытого фронтального логопедического занятия на тему: «Квест Звук и буква Ч»
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Шамова Татьяна Викторовна. Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе. ТЕМА: Звук и буква «У»
  • Гордиеня Татьяна. Конспект занятия для дисциплины «Занимательная азбука» Тема: «Звук [Щ] и буква «Щ».
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Микшина Наталья Владимировна. НОД по логопедии Звук и буква [Р] 'Морское путешествие'
  • Солощук Ирина Борисовна. Конспект фронтального логопедического занятия подготови-тельной группы Тема: «Почта. Звук и буква Ч»
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Деникина Ирина Игоревна. Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э.
  • Андреева Светлана Валерьевна, Никитина Юлия Юрьевна.. Конспект занятия. Тема: «Звук и буква И»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь