МДОУ д/с 28 г. Ржева Тверской области Учитель – логопед высшей категории: Ворошилова Ирина Анатольевна
Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».
Задачи
Коррекционно — образовательная:
- учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».
Коррекционно — развивающие:
- упражнять детей в звуковом анализе слов;
- развивать фонематические представления;
- развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
- развивать внимание, мышление.
Скачать конспект
Коррекционно — воспитательная:
- формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши, нитка (по количеству детей).
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведём и к себе скорей прижмём.
- Брови к верху поднимаем, а потом их опускаем.
- Щечки мы надули, щечки мы втянули.
- удивились, улыбнулись, растолстели, похудели.
Если услышите, что звучит колокольчик, садятся за столы девочки,
если музыкальный молоточек- садятся мальчики.
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик», «Трубочка». Чередовать упражнения «Заборчик» — «Трубочка».
«Открыть – закрыть заборчик» Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Накажем непослушный язычок» «пя-пя-пя», а потом «тя-тя-тя».
«Блинчик» Удерживать под счет от 10 до 15 секунд, «Остудим блинчик»
«Почистим нижние зубки», «Горка».
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Загадки
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет — сделает наоборот. (Зонт)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)
Зимой серый, летом белый.
(Заяц)
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
(Змея)
После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.
Объявление темы занятия
С какого звука начинаются все слова — отгадки?
Ответы детей.
Логопед выставляет картинку для звукоподражания.
К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?
Дети: «З- з з.»
Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».
Послушайте сказку о Язычке.
«Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко – звонко запел: «з – з — з». «Это новая песенка, — сказал Язычок, — это песенка комара. Комар так поёт, когда летит и хочет кого – то укусить». (Споём все вместе песенку комара)
Произнесение звука [З] хором и индивидуально.
Характеристика артикуляции звука [З]:
губы в «улыбке»;
зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
кончик языка упирается в нижние зубы;
посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.
Звук [З] — согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.
Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [З] — звонкий.
Давай те поселим его в домик для звуков. В какой дом его поселим? (ответы детей).
Упражнение «Слушай внимательно».
Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З] в звуках, слогах, словах.
- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З» …
- «са», «за», «то», «ша», «со» …
- «санки», «зонт», «шуба», «заяц» …
Повтори чистоговорки
За – за – за – вот идёт коза
Зу –зу – зу – мы ведем козу
Зы – зы – зы – новые тазы
Упражнение «Где звук?».
Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы (начало, середина, конец слова).
Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.
Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.
Физкультминутка Зайка
Проговаривание слов с имитацией движений.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет.
В чехарду играть зовет.
Лапками вверх, лапками вниз.
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок, скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Развитие фонематических представлений.
Игра «Назови слова»
Назвать слова, которые начинаются со звука[З].
Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,
Хорошая работа будет награждаться «звездой».
За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».
Игра «Волшебная цепочка»
Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.
Зуб – куб – дуб – душ.
Зима – Зина – Рина – рана – рама.
Гимнастика для глаз
«Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают.
Знакомство с буквой «З».
Логопед демонстрирует детям букву «З».
- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».
Логопед предлагает рассмотреть букву «З».
Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра «три».
С. Я. Маршак
- Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе.
- Выложить букву «З» ниткой
Итог занятия
-Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?
Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] — согласный, твёрдый, звонкий).
Логопед находит положительные моменты в работе детей.
Будем звёзды зажигать.
Будем букву составлять
На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».
Логопед предлагает Детям встать в круг:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Список использованной литературы
- Генинг М.Г. Воспитание у дошкольников правильной речи Чебоксары 1970г. стр. 67
- Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 160 с.
- Интернет ресурсы
- Попова Г.П. Занимательное азбуковедение – Издательство «Учитель» Волгоград стр. 44
- Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 184 с.
|