Цель: Познакомить детей с буквами С,с, обозначающими согласные звуки [С], [С"]; дать характеристики звукам.
Задачи:
- познакомить с графическим изображением буквы
- продолжать формировать понятие «согласный звук»
- закреплять умения выделять заданный звук в слове
- закреплять умения определять место звука в слове
- закреплять умения делить слова на слоги
- закреплять умения составлять простые предложения, определять количество слов в предложении
- закреплять знания детей о характерных признаках зимы
- закреплять имеющиеся у детей знания и представления о зимней одежде
- развивать речь детей, внимание, память, мелкие мышцы рук.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята сегодня утром я получила письмо от Деда Мороза. Оказывается он уже начал поздравлять зверей. Но ему нужны помощники. Поможем Дедушке Морозу отнести подарки животным. Сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу. Но сначала ответьте на вопрос: «Какое сейчас время года?» (Зима). Как вы догадались? Зима холодное время года или теплое? (ответы детей) Почему? Сможем ли мы пойти в такой одежде в зимний лес, будет ли нам тепло? (ответы детей). Как называется одежда людей в зимнее время года? Сможем ли мы идти в валенках по высоким сугробам, не проваливаясь, а что нам может помочь для удобной ходьбы по снегу? (лыжи) Тогда надеваем шапки, шубки, варежки, валенки, лыжи, берем в руки палки и отправляемся в зимний лес (имитация движений).
Дети идут лыжным шагом в музыкальный зал. Зал оформлен в зимний лес.
Вот мы и попали в зимний лес, как здесь красиво. Вам нравится? Посмотрите, звери уже нас ждут (лиса, заяц, белка).
Но сегодня мы должны не только раздать подарки зверям, а еще познакомиться с новым звуком и буквой. А какая это будет буква, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Ребятней он скатан ловко, Там где нос – всегда морковка. Во дворе стоять привык, Кто же это… (снеговик).
С. Нверский
2. Знакомство со звуком [С].
- Верно, ребята, это снеговик. Какой первый звук вы слышите в этом слове?
- С.
- Правильно, С.
3. Характеристика звука [С].
Дети отвечают на ряд вопросов:
Какой это звук? (согласный).
Почему? (его нельзя пропеть).
Как обозначаем? (синим цветом).
Этот звук твердый, глухой. Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.
- Итак: звук [С] — согласный, твердый, глухой, мы будем обозначать его синим цветом, он будет жить в синем замке.
4. Игра «Узнай по звуку».
- Сейчас приготовьте свои ладошки. Нужно хлопнуть в ладошки тогда, когда услышите звук [С]. Будьте внимательны, начинаем игру:
- С, П, Ш, С, М, Ж, С, С
- СА, КА, ПЫ, СО, ДО; АС, ОС, УМ, УС, УП
- сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.
5. Игра «Подбери слова со звуком [С]. Дети выполняют задание.
6. Дидактическая игра «Наряжаем елку».
- «Выдели звук [С] в словах». Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С]. Повесить эти шары на елку.
- «Составь предложение». Придумать с каждым словом предложение с определенным количеством слов в нем.
- «Определи место звука в слове». На верхнюю часть елки вешаем шарики с картинками, в названии которых звук [С] стоит вначале; на среднюю – шарики с картинками, в названии которых звук [С] находится в середине; на нижнюю – шарики с картинками, в названии которых звук находится в конце.
- «Подели слова на слоги». Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и повесить шары на елку. На верхнюю часть вешаем шарики с картинками, в названии которых один слог; на среднюю – шарики с картинками, в названии которых два слога; на нижнюю – шарики с картинками, в названии которых три слога.
7. Физкультурная минутка.
8. Конструирование буквы. Рассмотрим букву С. Она состоит из одного элемента: полукруг.
Простая буква «С», мой друг:
Ты сделай только полукруг.
Вот серп луны похож на «С»,
Он смотрит по ночам с небес.
Где буква «С» нашла свой дом?
В словах: сад, солнце, счастье, сом.
(Анишина Н.П. Азбука из палочек и кружочков).
Составление буквы
- из пластилина.
9. Печатание буквы «С» в тетрадях.
10. Дети вручают подарки животным и сами получают поощрительные призы.
11. Итог занятия.
- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
- С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось вам больше всего?
|