(подготовка к обучению грамоте)
с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки».
Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП по букварю Н. Жуковой.
- Область применения: студия развития «Почемучки».
- Возраст: 6-7 лет.
- Тип занятия: изучение нового материала.
- Форма: занятие.
- Цель: познакомить с звуком [Щ] и буквой «Щ».
Скачать полный конспект
Задачи
Образовательные:
- учить характеризовать звук [Щ] и правильно произносить;
- учить писать буквы: «Щ», «щ»;
- учить правильно, читать слоги и слова с буквой «Щ»;
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать словарный запас, связную речь;
- формировать интерес к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
- игровые (интеллектуальные);
- практические (упражнения);
- поощрение (сюрпризный момент).
Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, звуковая разминка, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Оборудование: ноутбук.
Литература для детей: букварь», автор Н. Жукова; тетрадь «Готовим руку к письму», автор Е.М. Тихомирова.
Наглядный материал
- Иллюстрации: щенок, щётка, щука, птички.
- Раздаточный материал: листы для печатания букв «Щ» и «щ».
- Аудиозапись «Щебет птиц».
- Дидактический материал: касса букв, лента букв.
- Словарная работа: расчёска, щётка, лещ.
Ход занятия
1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.
- Здравствуйте, ребята!
- Я вижу, что к занятию вы готовы.
- Какое у вас настроение?
- Прекрасно!
- Скажите, какое время года на улице?
(весна)
- К нам в гости залетели птички.
- Что они принесли с собой?
(буквы)
1. 1. Постановка цели.
Прочитайте сначала буквы, которые написаны красным цветом, а потом синим, и вы узнаете, какое сейчас занятие.
З а а з н б и у м к а а т е л ь н а я
( «Занимательная азбука»)
-Что мы делаем на этом занятии?
(читаем, изучаем звуки и буквы)
- Чем отличается звук от буквы?
(звуки мы произносим, слышим, а буква это значок, который мы пишем и видим)
- Сегодня мы продолжим знакомство со звуками и буквами русского языка.
- Вспомним то, что знаем о буквах.
Мотивация к успеху.
- А в конце занятия сюрпризный момент.
2. Повторение. Работа на доске.
а о у э ы
я ё ю е и
- Назовите гласные верхнего ряда.
(а о у э ы)
- Какую «работу» они выполняют?
(Обозначают гласный звук, показывают твёрдость предыдущего согласного.)
- Назовите гласные буквы нижнего ряда.
(я ё ю е и)
- Для чего они нужны?
(Обозначают, гласный звук и мягкость предыдущего согласного.)
- Покажите и назовите все изученные нами парные согласные. Сколько таких пар вы знаете?
(6)
- А теперь звонкие согласные.
- Глухие.
- С какой буквой познакомились на предыдущем занятии? Дайте полную характеристику этому звуку.
(Звук Ф согласный, глухой, твёрдый, обозначается буквами Ф ф)
2. 1. Разминка звуковая.
- Давайте, разомнём голосовые связки. Поём с доски слоги.
На доске:
фа фо фу фэ фы
фя фё фю фе фи
3. Основной этап занятия. Усвоение новых знаний.
-Я буду показывать картинки, а вы говорить звук, с которого начинаются слова: щенок, щётка, щука.
( «Щ»)
Характеристика звука Щ.
- Щ — согласный, глухой, мягкий.
- А обозначается этот звук так? (Щ щ)
- На что похожа буква?
Сначала отвечают дети.
- На расчёску Щ похожа
Три зубца всего?
Ну что же!
- Какое значение имеет расческа, для чего она нужна?
(дети дают свои ответы)
- Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- А зачем надо чистить зубы?
(Дети дают свои ответы)
Щ- играющий щенок.
Кверху лапками он лёг.
- Выкладываем букву Щ сначала из счётных палочек, а затем из пуговиц.
- Напечатаем буквы Щ, щ на листе бумаги синим карандашом.
Физ. минутка.
(Массаж пальцев сопровождается эмоциональным выразительным чтением стихотворных строк.)
1. Раз, два, три, четыре, пять… Вышли пальцы погулять. Этот пальчик самый главный, Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный- Он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал.
2. Этот пальчик дедушка. Этот пальчик бабушка. Этот пальчик папа. Этот пальчик мама.
Этот пальчик я. Вот и вся моя семья!
3. Кулачок ладошка, Кулачок ладошка, Я иду как кошка!
4. Закрепление нового материала. Работа по букварю Н. Жуковой.
- Чтение вслух по столбикам с кратким объяснением значения всех слов.
- Откройте по закладке букварь Н. Жуковой. Стр. 90. Читаем слоги. Читаем слова.
- Где спряталась буква Щ?
- Я вам почитаю текст на стр. 91. «Три щётки». Слушаем внимательно.
Вопросы:
1. Покажите, какой щёткой чистят зубы. Как она называется?
(зубная щётка)
2. Покажите, какой щёткой чистят платье. Как она называется?
(одёжная щётка)
3. Покажите, какой щёткой чистят обувь. Как она называется?
(обувная щётка)
- Рассказ «Про маленького щенка» прочитайте дома.
5. Зарядка для глаз.
6. Игры со словами с буквой «Щ».
- Сейчас мы поиграем.
Закончи фразу (хором)
- У собаки маленький... (щенок)
- Письмо опускают в почтовый... (ящик)
- Для плохой погоды мама купила... (плащ)
- Слушаем чистоговорку.
Ща-ща-ща мы везём с собой леща.
- Повторяем хором!
- Что такое лещ?
(Рыба)
- Следующая игра называется «Обитатели водоёма».
- Если обитатель водоёма, «ловим» его «удочкой», если не обитатель – приседаем.
ПЕСКАРЬ, МАЛЬКИ, РАК, ОКУНЬ, ЁРШ, ЛАСТОЧКА, ЗАЯЦ, ЩУКА, РВАНЫЙ БАШМАК.
- А разве в реке не бывает рваный башмак?
7. Итог занятия. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового для себя узнали?
- Кто очень старался? Дети получают раскраску с морскими жителями.
Список используемой литературы:
- Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. М.: Издательство «Эксмо», 2009;
- Тихомирова Е.М. Готовим руку к письму. — 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010;
- Логопедическая азбука. Н.М. Сергина, Т.С. Кот. – М.: АСТ: Издательство «Астрель», 2008;
- Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
- Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий. /Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
|