Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах первого и второго ряда.
Задачи:
Развивающая:
- Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- Развивать мелкую моторику, координацию движений;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Скачать конспект
Образовательная:
- Учить детей различать гласные звуки, выделять гласные второго ряда в словах, закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы, Я,Ю, Е, Ё.
Воспитательная:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметные картинки, карточки с буквами, микрофон, изображения домов, запись песни «Тридцать три сестрицы…», вата, камни, карточки с буквами для письменной работы.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня я расскажу вам интересную историю. Однажды гласные звуки 1-го ряда решили устроить концерт. И они стали репетировать (каждый звук поет свой звук). Это услышал звук Й. Ему стало интересно, что же там происходит. Он недолго наблюдал и решил тоже поучаствовать. Звуки с радостью приняли его в свою команду, и чтобы никому не было обидно, каждый решил спеть дуэтом со звуком Й.
П: Давайте послушаем эти дуэты! Встречайте группа Я! (Дети поют по очереди, при этом переворачивают микрофон, на котором изображены буквы соответствующие поющей паре).
Й+А=Я Й+О=Ё Й+У=Ю Й+Э=Е
П: Какие прекрасные дуэты получились! Вот только у звука Ы не получилось спеть дуэтом со звуком Й и он заплакал. Звукам стало жаль своего друга, но они не знали, как ему помочь. И тут звук И предложил ему быть его парой на концерте. Звук Ы очень обрадовался. Так у звуков получился замечательный концерт. А еще появились новые буквы Я, Ю,Ё, Е, И которые обозначали именно эти дуэты -звуков, чтобы их не перепутали. А так как они появились от двух звуков, кроме звука И, они стали называться гласными 2-го ряда. Вот такая приключилась интересная история.
П: Сегодня мы поговорим с вами о гласных второго ряда. Теперь мы с вами знаем, что гласные буквы 1-го ряда обозначают один звук, гласные буквы второго ряда обозначают два звука. Давайте вспомним все гласные звуки. Гласные первого ряда: А,О, У, Э, Ы, обратите внимание мы произносим эти звуки твердо и решительно (педагог берет в руки камень просит повторить детей свое действие). Гласные второго ряда: Я,Ё, Ю, Е, И, а эти звуки мы произносим мягко и ласково (педагог берет в руки вату, дети повторяют его действие). Мы произносим их также мягко. А теперь мы поиграем вместе со звуками.
2. Игра «Найди звук».
П: Я вам называю слова, а вы должны поднять карточку с соответствующей буквой.
- выделяем звук в начале слова: юла, игла, ёлка, якорь, енот, иволга;
- в конце слова: платье, пиранья, ателье, море, поле;
П: Молодцы! Обратите внимание, что гласные второго ряда в начале и перед мягким знаком обозначают 2 звука. И –исключение. А теперь попробуйте выделить звуки в середине слова
3)выделяем в середине слова: узел, котёл, камень, клюшка.
П: Молодцы! Ребята в середине слова гласные второго ряда, тоже обозначают два звука?
Дети: Нет!
П: Правильно! Они обозначают 1 звук, смягчая согласный звук впереди. И так ребята запомните гласные второго ряда стоя в начале и перед мягким знаком обозначают 2 звука, кроме И. Звук И просто смягчает согласные звуки. А если они стоят после согласного, то просто его смягчают.
3. Физкультминутка.
Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся. К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят С ними подружиться! А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно,
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья!
4. Игра «Не обмануть мои глаза».
Педагог раздает детям карточки с цепочками букв.
П: Ребята обведите карандашом только те буквы, которые являются гласными.
5. Игра «Новоселы».
На доске помещаются картинки с домами, в которых пустые окна. Задача детей заполнить окна карточками с буквами соответствующего ряда.
П: Для гласных букв построили красивые дома. Только для гласных первого ряда построили дом с 1 трубой, а для гласных второго ряда с 2 трубами.
6. Итог.
П:Ребята, какая тема была у нас сегодня? Какие задания мы выполняли? Какие задания вам понравились? Какие были для вас сложными? Вы все молодцы и получаете награду за усердную работу. (Педагог раздает наклейки каждому ребенку).
Захаркина Марина Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ школы №41 имени Г.А. Тарана, г. Москва.
|