Разработала учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 119»
Кузина Анна Викторовна
г. Нижний Новгород 2019-2020 уч. г..
Цель занятия – сформировать у детей полный артикуляционно-акустический образ гласных звуков [а, у, и, ы, о], установить связь звуков и соответствующих букв.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- формировать у детей умение различать гласные звуки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей звуко-слоговой анализ слов (формировать навык фонематического анализа и синтеза)
- формировать умение определять позиции звуков в словах
- развивать фонематические процессы
- закреплять понятие «гласный звук».
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей работать в коллективе, слушать и слушать друг друга.
Оборудование: опорные символы и схемы, наборы для составления схем, разрезная азбука, пособие «Звуковой поезд», зеркала на каждого ребенка, тетради, карандаши.
Вид занятия: фронтальное или подгрупповое
Использованная литература: Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ, 2018. – 104 с.
Ход занятия (план)
I. Организационный момент.
II. Основная часть:
- Объявление темы занятия;
- Развитие артикуляционной моторики (упражнения для губ: изобразить губами произношение гласных звуков [а, у, и, ы, о]);
- Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о];
- Развитие фонематического слуха (определение последнего и первого звука в словах калина, котлы, весло, утка, ива);
- Пальчиковая гимнастика;
- Связь звуков и букв (поиск букв в разрезной азбуке);
- Чтение слогов с буквами А, О, У, И, Ы, К (ак, ок, ук, ик, ык, ка, ко, ку, кы, ки);
- Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»);
- Физкультминутка (изображений гласных букв с помощью движений, поз);
- Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов;
III. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей и просит отгадать гласные звуки по беззвучной артикуляции.
Дети отгадывают звуки и присаживаются на места.
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия.
Логопед: «Ребята, мы с вами уже познакомились с гласными звуками [а, у, и, ы, о]. Сегодня они все вместе пришли к нам в гости».
Логопед выставляет на доске символы: «Губы» — обозначающий понятие «Звук», «Мальчика, поющего в микрофон» — символ понятия «Гласный звук», и геометрические символы гласных звуков (по Т.А. Ткаченко) (см. Приложение)).
2. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед раздает детям зеркала для индивидуальной работы «Попробуйте изобразить губами произношение гласных звуков».
3. Акустико-артикуляционный образ звуков [а, у, и, ы, о].
Логопед: «Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?».
Ответы детей.
4. Развитие фонематического слуха.
Логопед выставляет на магнитной доске картинки калина, коты, весло и просит определить последний звук в словах, в картинках утка, ива – первый звук в словах.
5. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: «А теперь, гимнастика для пальчиков. Давайте изобразим с помощью пальчиков буквы, соответствующие гласным звукам».
6. Связь звуков и букв.
Логопед: «Я называю звук, а вы найдите соответствующую букву. Давайте повторим разницу между звуком и буквой. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем».
Логопед называет звуки, а дети ищут соответствующие буквы в разрезной азбуке, закрепляют разницу между звуком и буквой в опоре на схему (см. Приложение).
7. Чтение слогов с буквами А, О,У, И, Ы, К.
Логопед: «К каждой букве А, О, У, И, Ы присоедините букву К, прочитайте слоги (АК, ОК и т.д.). Теперь поменяйте буквы местами и прочитайте слоги (КА, КО и т.д.)».
Дети выполняют задание.
8. Определение позиции звуков в словах иголка, утюг, окно, шарик, дым, деление слов на слоги (составление слоговой схемы), знакомство с правилом «Сколько в слове гласных, столько и слогов»).
Логопед: «Ребята, посмотрите на картинки. Назовите картинку и скажите, какой именно из заданных звуков присутствует в их названии. Где находится этот звук?».
Дети называют картинку, определяют позицию гласного звука в слове и с помощью дидактического пособия «Звуковой поезд» ставят фишку красного цвета на 1, 2, или 3 вагон в зависимости от позиции звука (см. Приложение).
Логопед вывешивает на доске схему для слогового анализа и дает опорный символ, обозначающий «Слог» — яблоко и часть яблока: «Ребята, теперь определите, сколько в этих словах слогов и нарисуйте в своих тетрадях слоговую схему» (см. Приложение).
Логопед знакомит детей с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
9. Физкультминутка.
Логопед: «Давайте немного отдохнем. Изобразите гласные буквы с помощью движений и поз».
Дети выполняют задание.
10. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки: тик-ток-так-тук-тык, чтение слов.
Логопед: «А сейчас из букв составим слова и прочитаем их».
III. Подведение итогов занятия, рефлексия.
Логопед: «Ребята, с какой темой мы с вами сегодня познакомились? Какое задание вам запомнилось больше всего? Назовите гласные звуки и дайте им характеристику. Спасибо за работу!».
Логопед отмечает ответы детей и хвалит их за проведенное занятие.
Приложение
Звук Гласный звук Слово и слог
Схема для различения буквы и звука -
Звуковой поезд (формирование позиционного звукового анализа)
Слоговая схема
|