Логопедическая зарядка для гласных звуков для детей от 4 до 7 лет
звук «А»
1. Массаж лица, губы, мягкого неба.
- продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками «а-э».
2. Логопедическая зарядка. Дыхательные упражнения:
а) нос-нос (контроль зеркалом);
рот-рот
б) для языка
- «качели» — качаются качели вверх-вниз, качаются качели- крепче держись
- «лошадки» — щёлканье кончиком языка
- «маятник» — тик-так, тик-так — ходят часики — вот так
в) для губ
- «бубликом» (о)
- «трубочкой» (у)
- «рупором» (ш)
- «улыбка» (и)
г) для голоса
- «самолёт гудит» (от слабого до более сильного голоса и наоборот)
д) для струи
- дуть в пузырьки
- играть на гармошке
- надуть шар
е) для активизации мягкого неба
- подражание дыханию собачки
- храпение на вдохе и выдохе.
звук «У»
1. Массаж губы, лица, мягкого неба:
- продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками «а-э».
2. Артикуляционная гимнастика. Нос-рот,
- рот — рот (контроль за язычком).
2. 2. Активизация мягкого неба:
- храпение на выдохе и вдохе
- имитация рвотного движения ( «плохо нам» — язык высунут изо рта, имитируем рвотное движение)
- полоскание горлышка водой.
2. 3, Губы «трубочкой», «бубликом», «в улыбку».
2. 4. Язык- «маляр» (гладит небо).
2. 5. Упражнение для челюсти:
а) медленное опускание и поднимание челюсти на счёт до 5- контроль за язычком,
б) боковые движения челюстью «обезьянки»:
2. 6. Упражнение для струи: надуй шар, посвисти в пузырёк.
2. 7. Упражнение для ротового выдоха:
а) «срываем яблоки» — тянемся на носочках вверх, вдох через нос, «кладём яблоки в корзинку» — выдох через рот;
б) «болванчики»: сидя на коврике, ножки по-турецки, руки в замок на затылке, вдох через нос, наклоняясь, выдох через рот.
2. 8. Упражнения для пальчиков.
2. 9. Упражнения для динамики. — дует ветер нам в лицо: у у у
звук «О»
1. Логопедическая зарядка
1. 1. Массаж лица, губы, мягкого неба: продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками «а-э».
1. 2. Дыхательные упражнения:
НОС-НОС рот-нос
рот-рот
(контроль за языком).
1 З. Губы «трубочкой» -<<бубликом», губы- «художники».
Произнести звуки: а-э-и-о-у-ы- артикуляцией, шёпотом, вполголоса, громко.
1. 4. Язык- «маляр».
Язык танцует за верхними зубками (ла-ла-ла), массаж языка зубами.
1. 5. Упражнения для активизации мягкого неба:
сосём витаминку и глотаем слюнки.
1. 6. Упражнения для струи:
- подуть на бабочек
- посвистеть
- задуть свечу.
1. 7. Упражнения для пальчиков- «прогулка».
При выполнении этого упражнения дети сидят на местах и ритмично двигают по поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы обеих рук.
1. 8. Упражнение для динамики.
звук «И»
1. Массаж лица, губы, мягкого неба:
- поперечный, точечный, продольный, кругообразный, активный со звуками «а-э».
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики:
а) и.п. — стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: тик-так- 5 раз,
б) «трубач», и.п. — сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Вход через нос, медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф», 4-5 раз,
в) «петух», и.п. — встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бёдрам и, выдыхая, произносить: «Ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.
Медленное открывание и закрывание рта под счёт до 5.
Контроль за язычком, резкое откидывание челюсти вниз- язык у нижних зубов, жуём (чтобы активно работали челюсти).
Упражнение для языка:
- «вкусное варенье»
- «чистим зубки»
- «маляр»
- массаж кончика языка.
Упражнение для губ:
- «балалайка», — «улыбка».
2. 5. Массаж гортани (поглаживающий), вибрационный со звуком «м».
2. 6. Поем звуком «а» «Есть к нас танкисты».
2. 7. Активизация мягкого неба:
- потягивание с позевыванием
- глотание воды
- покашливание с вытянутым языком.
звук «Э»
1. Массаж лица, губы, мягкого неба:
- продольный, поперечный, кругообразный, активный со звуками «а-э».
2. Артикуляционная гимнастика
2. 1. Дыхательная гимнастика.
а) «паровоз» ил. — руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая «чух-чух-чух» на выдохе.
б) «насос», и.п. — встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох через нос (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука «ссс» (руки скользят вдоль туловища).
в) «регулировщик», ил. — стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлинённым выдохом и произно шением звука «р-р-р».
2. 2. Резкое откидывание челюсти вниз.
2. 3. Упражнение для языка.
Язык «лопатой», «иголочкой», «горбиком», «чашечкой».
2. 4. Губы- «художника». Произнести звуки:
а-э-и-о-у-ы- шёпотом, тихо, громко, спеть (следить за кончиком языка).
2. 5. Надувание щёк:
«Помидоры» -толстячки, Огурцы- худышки (З раза).
2. 6. Упражнения для активизации мягкого неба:
Преодоление сопротивления. Кулачки крепко держат челюсть, а ребёнок пытается открыть рот и делает сильный ротовой выдох. Всё это способствует большому подъёму небной занавески.
2. 7. Упражнения для струи: — поиграть на гармошке, — подуть на метелочку.
2. 8. Упражнение для голоса:
«шагаем по ступенькам» (повышая голос от шепота до громкого):
2. 9. Упражнения для пальчиков- «человечки».
- Дети сидят на местах. Указательный и средний пальцы правой руки опущены низ и быстро двигаются по поверхности стола «человечек идёт»; — Побежали вдоль реки Дети наперегонки.
2. 10. Упражнения для динамики.
звук «Ы»
1. Массаж лица, губы, мягкого неба:
- продольный, поперечный, кругообразный, активный со звуками «а-э».
2. Артикуляционная гимнастика
2. 1. Дыхательная гимнастика.
а) «лыжник» и.п. — ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м»;
б) «гуси», и.п. — основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднять в стороны, на выдохе — опустить вниз с длительным произношением звука «у-у-у-у»;
в) «семафор», ил. — сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «с-с-с-с».
2. 2. Медленное открывание и закрывание рта на счет до 5. Контроль за языком.
2. 3. Рисунок губ: а-э-и-о-у-ы.
2. 4. Надувание щек воздухом и полоскание их.
«Петя толстый,
2. 5. Массаж кончика языка:
- язык — «маляр», присасывание кончика языка к небу, щелканье— «лошадки».
2. 6. Останови лошадку — вибрация губами.
2. 7. Для активизации мягкого неба:
- покашлять с высунутым языком — 3 раза
- контроль за языком: у нижних зубов, глотать водичку.
2. 8. Спеть звуком «э» песенку «Во поле береза стояла» — язык у нижних зубов.
|