Н.В. Тютина, МБДОУ №89 «Умка», г. Северодвинск, воспитатель
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование положительного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Поэтому одним из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности путём развития социально-коммуникативных навыков.
Поступление в детский сад — этосложный этап в жизни ребёнка раннего возраста. Перешагнув порог новой группы, он попадает в стрессовую ситуацию, которая может привести к эмоциональным срывам и нарушениям. В силу возрастных особенностей, ребёнку не всегда удаётся «учитывать» особенности и интересы сверстников. Часто возникают конфликты, обиды, ссоры, просто потому, что нарушили ход игры, не поделили игрушку, кто — то оказался лишним и т.д. В подобных ситуациях, дети, как правило, выбирают физический способ воздействия на сверстника, то есть толкаются, кусаются, отнимают игрушки и т.д. Другим способом является психологический: плач, крик, топанье ногами, гримасничество.
Поэтому, на этапе адаптации особое внимание должно уделяться психологической атмосфере в группе, созданию ощущения тепла, защиты, ласки, возможности приятного физического контакта для ребенка. Задача педагога организовать взаимодействие с детским коллективом так, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие каждого воспитанника. Помочь в этом могут коммуникативные игры и упражнения.
Коммуникативные игры и упражнения предполагают совместную деятельность, самовыражение, взаимноесотрудничество участников, развитие навыков общения, формирование доброжелательных отношений.
В своей практике для успешной адаптации детей раннего возраста мы используем следующие игры.
- «Ласковое имя». Дети располагаются по кругу (стоя, сидя). Ведущий (воспитатель) подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове и спрашивает: «Как зовут эту девочку (мальчика)?». Участники предлагают варианты ласкового имени выбранного ребенка. Роль ведущего (в дальнейшем) может выполнять ребенок.
- «Передай мяч». Дети стоят вкруг или сидят на стульчиках. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, при этом называя его по имени ( «На, Петя, мяч!»).
Вариант игры: передать мяч ребенку, выбранному взрослым.
3. «Зеркало». Находясь напротив детей, при помощи мимики воспитатель показывает эмоции: грусть, радость, злость, страх, удивление и предлагает детям их повторить. Каждое выражение он сопровождает репликой: «вот так мы улыбаемся», «вот так мы злимся», «вот так мы удивляемся». Закончить упражнение необходимо положительными эмоциями. В дальнейшем воспитатель может предложить копировать мимику любого ребёнка.
4. «Обними меня». Воспитатель предлагает детям сначала обнять «дружочка» справа, затем, «дружочка» слева, в завершении игры — обняться всем вместе.
5. «Подарок». Игровые действия выполняются по словесной инструкции воспитателя:
«Саша, ты яблоко бери и Тане подари».
«Милана, ты игрушку бери и Маше подари».
«Стёпа, ты мяч бери и Пете подари».
Сплоченности детского коллектива помогают хороводные, музыкальные игры по типу «каравая». Часто «гостями» группы и участниками игры становятся любимые детские игрушки. Они «приветствуют» детей, «хвалят», «побуждают» к положительным действиям, проявлению симпатии, внимания, отзывчивости, ласки, заботы. Взаимодействие взрослого через игрушку позволяет формировать у детей уважительное отношение к окружающим, активизировать речь, обогащать словарный запас. Так, в нашей группе, живет Мишка Топтыжка, который знает много «мирилок» и помогает разрешить конфликтные ситуации.
В результате внедрения и активного использования коммуникативных игр и упражнений мы заметили, что процесс адаптации вновь пребывших детей раннего возраста проходит легче. Многие могут организовать несложные совместные игры (парикмахерская, доктор, постройка пирамид), знают как надо мириться, обращаются за помощью к сверстникам и взрослым.
Таким образом, общение со сверстниками для детей в возрасте 2-3 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Именно в этот период дети начинают проявлять непосредственный интерес к другому ребенку, у них возникает стремление привлечь внимание к себе сверстника, заинтересовать его собой. Поэтому, так важно в этом возрасте заложить основы социализации, уделять внимание развитию социально-коммуникативных навыков у каждого ребенка, для того, чтобы он в будущем не испытывал трудностей в общении с другими людьми, умел разрешать конфликтные ситуации и стал полноценным членом общества.
|