Нелюбина Олеся Александровна. «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с ОНР и их успешной социализации»

Учитель-логопед Нелюбина О.А. ГБОУ СОШ №1 СП «Детский сад №8 «Тополек» г. Чапаевска

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимального реализовать их способности.

 

В связи с введением ФГОС ДО, в СП д/с №8 «Тополек» создаются все необходимые условия для полноценной социальной адаптации детей и их всестороннего развития. Одним из наиболее эффективных средств в реализации поставленных задач и интеграции практически всех образовательных областей является театрализованная деятельность. Второй год в детском саду работает театральная студия «Разноцветные улыбки», руководителем которой является учитель-логопед Олеся Александровна Нелюбина. Работа студии построена на основе Программы дополнительного образования «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР», которая в свою очередь является компонентом Образовательной программы нашей дошкольной образовательной организации. Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности.

Так как в нашем учреждении большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с общим недоразвитием речи целью деятельности студии является не только коррекция всех компонентов речи, но и формирование иразвитие коммуникативных навыков детей, умения общаться со сврстниками и взрослыми, умения слушать и слышать партнера. Кроме того дети данной категории достаточно скованы и неэмоциональны, поэтому постановка спектаклей является для них одним из способов самореализации.

Деятельность нашей студии построена на взаимодействии всех участников образовательного процесса: дети, родители и педагоги.

Работа студии основывается на следующих принципах:

  • Систематичность и последовательность
  • Доступность
  • Индивидуальный подход
  • Принцип развития
  • Онтогенетический принцип
  • Принцип деятельностного подхода
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса
  • Принцип интеграции образовательных областей.

Направления работы:

  • развитие речевого слуха;
  • развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
  • развитие фонационного дыхания;
  • координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
  • развитие мимики и выразительности движений;
  • развитие способностей понимать и передавать в речи с помощью интонационных средств различные эмоции;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона;
  • развитие восприятия и воспроизведения ударения;
  • формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • совершенствование темпо — ритмической организации высказываний;
  • развитие умения произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами в процессе речевого общения.

Основные этапы работы

по формированию интонационной выразительности речи

Выделены следующие этапы:

I этап – подготовительный.

Цель: подготовить детей к восприятию интонационной выразительности речи.

II этап – основной (данный этап включает в себя два подэтапа).

  • 1 подэтап: формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Цель: познакомить детей с различными видами интонации, голосовыми средствами их выражения и способами обозначения; развивать слуховое внимание посредством формирования умения различать между собой указанные типы интонации.

  • 2 подэтап: формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Цель: формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Для организации деятельности театральной студии созданы все необходимые условия, предметно-развивающая среда, разработана программа и тематические планирование. Сетка НОД, составлена с учётом возрастных и психологических особенностей дошкольников исключает возможность перегрузки. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей, 1 раз в неделю в течение 20-25 минут. В сентябре и мае проводится мониторинг уровня развития интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР по методике Е.Ф. Архиповой. Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в апреле, количество занятий в год составляет 27. Студию посещают дети 4-5 лет, в количестве 8-10 человек. Итоговым мероприятием является инсценировка сказки.

В этом году состоялась премьера театрализованного представления по мотивам сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». Работа была достаточно сложной, но очень интересной, дети во время представления почувствовали себя настоящими актерами. Представление получилось ярким, эмоциональным, доставило массу радости и актерам, и зрителям, и родителям, и педагогам, несмотря на то что в сказке участвовали дети 4-5 лет. В будущем планируется постановка спектакля с непосредственным участием родителей, в качестве актеров.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2009. – 320 с.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 2008. – 240 с.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
  4. Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013. – С. 222 – 235.
  5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2010. – 192 с.
Просмотров: 609
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Черняк Ирина Леонтьевна. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗЦИИ
  • Зинченко Оксана. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна. Методы и приёмы формирования интонационной выразительности речи у дошкольников 5-6 лет
  • Бережко Ирина Юрьевна. План — конспект НОД по формированию интонационной выразительности речи «Приключения Буратино»
  • Трунова Ирина Сергеевна. Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: «Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Шумилова Татьяна Викторовна. «Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации».
  • Ольга Ловикова. Малые формы фольклора как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
  • Сагитова Альмира Ахмадеевна. «Развитие выразительности речи через театральную деятельность»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Люшакова Александра Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Греханина Надежда Николаевна. Конспект занятия для дисциплины «Развитие речи» с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки». Тема: «Синонимы».
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Губайдулина Н.Г.. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь