Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.
Область применения: студия развития «Почемучки».
- Возраст: 6-7 лет.
- Тип занятия: изучение нового материала.
- Форма: занятие.
- Цель: познакомить детей с понятием «синонимы».
Задачи
Скачать конспект
Образовательные:
- учить подбирать слова сходные по смыслу;
- формировать умение составлять предложения с заданными словами;
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать словарный запас, связную речь;
Воспитательные:
- воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
- игровые (интеллектуальные);
- практические (упражнения);
- поощрение (сюрпризный момент).
Здоровьесберегающие технологии: зарядка для глаз, зарядка для рук, физкультминутка, игра.
Оборудование: ноутбук.
Для детей:
Наглядный материал
Иллюстрации: самолёт, набор картинок из игр: «Синонимы», «Узнай настроение».
Раздаточный материал:
Дидактический материал: касса букв, лента букв.
Словарная работа: зябнет, стынет.
Аудиозапись: весёлый детский смех.
Ход занятия
1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.
- У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее похлопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение.
- Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
2. Постановка цели.
- Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.
- И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат смайлики.
3. Новый материал. Знакомство с синонимами.
- Рассмотрите картинки и определите настроение.
- Сердится.
- Обижается.
- Злится.
- Мы говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже.
Например:
большой человек — огромный человек – громадный человек;
- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
- Маленькая девочка — крошечная — малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
- А вы помните, кто спас Дюймовочку? (Ласточка)
- Конечно, её друзья.
- И у слов есть друзья.
- Большой — огромный – громадный; маленькая — крошечная – малюсенькая — слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
- Вспомним сказку «Зайкина избушка». Кого обманула лиса? Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
- А кто зайке помог? Какой петушок?
- Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
- А теперь небольшая разминка. Упражнение лодочка.
- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
- А теперь мы оказались возле леса. Сделаем привал и послушаем коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».
- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
- Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Физкультминутка «Веселая разминка»
А теперь мы разомнемся, Улыбнемся, посмеемся. Наклоняйтесь ниже, ниже, Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь. Хорошо назад прогнитесь. Головою покрутите, Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали? Сели – встали! Сели – встали! Все руками помахали И на место побежали!
- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мерзнет в жару.
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
- В путешествии нужно быть внимательным, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Зарядка для глаз.
- Сколько здесь треугольников? Четырёхугольников?
- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
- Назовите слова-синонимы.
- Что обозначает пословица?
2. Приятелей много, а друга нет.
- Назовите слова-синонимы.
- Как ты понимаешь эти слова?
Физкультминутка.
- Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз-два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжём А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
- А теперь пришло время найти друзей.
Дидактическая игра «Найди друзей».
- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова. Аккуратный Огонь Чистый Скакать Прыгать Бросать Пламя Кидать
- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
- И нам теперь не страшно идти по лесу. А кого мы там встретили, вы сейчас узнаете. Для этого нужно собрать картинки. (Детям даются пазлы собрать животных: лису, зайца.)
- Лиса и заяц друзья? Нет, недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова.
4. Подведение итогов.
- Вам понравилось путешествие?
- С какими словами вы познакомились?
- Назовите слова – синонимы.
- Похлопайте, кому было интересно.
- А теперь выберите себе смайлик.
Список используемой литературы:
- Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
- Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).
- Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
Дидактическая игра «Живые слова»
- А теперь поиграем в «Живые слова. Подберем слова, противоположные по значению, антонимы.
Молодой – старый. Светло – темно. (День – ночь). Плачет – смеется.
- Поиграем в игру «Подскажи словечко».
Игра «Подскажи словечко»
Куст низкий, а дерево … Вагон большой, а тележка … Ночь была холодная, а день … Молоко жидкое, а сметана … Малина сладкая, а лимон …
(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.) Ход урока.
7. Физкультминутка.
Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз -два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счёт, а потом — сопровождая движения, ритмично проговариваемыми строчками:
Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
8. Физкультминутка – пазлы.
(Детей разбиваем на группы, даем конверты, в которых находятся пазлы, необходимо каждой команде быстро и правильно собрать картинку)
8. Раздел 3: Найди сходство.
(Учитель разворачивает доску с прикрепленными к ней магнитами, изображающих разные предметы)
Задание: убрать разделить представленные объекты на группы. (вызываем желающих выполнить задание учащихся по одному к доске для выполнения задания)
|