Провела: учитель-логопед Апаназова О.С. 2020 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 19» городского округа Самара
НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Родственные слова»
Цель: закрепить значение родственных слов на материале по формированию лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать детей знакомить с понятием родственные слова.
Коррекционно-развивающие: учить детей в цепочке слов выбирать совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.
Материал и оборудование: проектор, мяч, напечатанные слова.
Скачать конспект
I. Организационный момент: 1
Назвать профессию по действию. Кто называется садится на стульчик.
- Кто летает? (лётчик), печёт хлеб (хлебопёк), ухаживает за телятами, за садом, ловит птиц, играет на скрипке, работает на кране, подметает двор, строит дома, учит детей?
II. Основная часть:
1) Упр-е «Волшебный дерево»: 2
На экране макет дерева, на нём появляются слова из прочитанного стихотворения: Как-то много лет назад посадили странный сад
Это слово, слово-корень, разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло, стало много новых слов: 3
Вот из сада вам рассада, вот еще посадка рядом
А вот садовод, с ним садовник идёт
Очень интересно, гулять в саду словесном
- Какие слова в этом стихотворении родственные?
- Какая у них общая часть? 4
- Что такое сад?
- Сад это главное слово, имеет общую часть во всех остальных словах. З этого слова можно придумать другие слова. Это рассада (что то?), посадка, садовник, садовод
- Кто еще сможет самостоятельно придумать родственные слова к слову сад (садик, садочек, садовница, рассадник, пересадка, зоосад, садоводство)
2) Выбор опорного слова:
- Посмотрите на картинки, послушайте как я буду говорить и найдите общую часть у этих слов:
- 5 дом, домик, домище, домашние тапочки, домосед, домовой
- 6 рука, ручка, ручище, обручальное кольцо, рукава, безрукавка.
- 7 зайцы, зайка, зайчик, заюшкина избушка, заячья капуста
Выделенные слова образовывают самостоятельно.
3) Выбор неродственного слова:
- Родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в звучании. Сейчас вы должны будете назвать слово которое не является родственным.
На экране появляются слайды:
- 8 конница, конь, конюшня, конюх, жеребёнок
- 9 рыбак, рыболовная сеть, рыбаки, рыба, селёдка, рыб. суп
- 10 снег, подснежник, Снегурочка, Дед Мороз, снегирь, снеговик
4) Анализ слов имеющих общность звучания, для выбора неродственных слов:
- Сейчас я буду называть слова по цепочке, не все слова будут родственными. Если вы услышите родственное слово – хлопните.
- 11 гора – гористый, пригорок, горюшко, гористый, город, горы, пригород
- 12 лев – львёнок, львица, левый, клевать, львята, налево, лёвушка
- 13 поле – полевой, напольный, полюшко, полевать, полёвка, полянка.
5) Физ. минутка (с мячом) 14
Логопед называет животное, а дети детёныша родственное слово или нет.
- слон (слонёнок), медведь, собака, кошка, корова, лошадь, свинья, курица, гусь, утка, тигр
6) Работа с индивидуальным материалом
Дети делятся на две команды. Логопед раздает слова и предлагает выбрать родственные. 15
Вода – водяной, подводник, водный водоросли, завод, проводка, перевод, водолей, водица.
Медведь – медвежий, медвежатник, медведица, медвежатник, медленно, медуза, медаль, мёд, медицина.
- Какие слова вы сегодня учились подбирать? Какие слова называются родственными?
III Заключительная часть:
- Какие слова вы сегодня учились подбирать? Какие слова называются родственными?
Подведение итогов.
16 17
|