Составила подборку игр учитель-логопед Е.Н. Прокофьева ГБОУ г. Москвы «Школа №2051»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.
Скачать конспект
Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика моей логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.
Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.
Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений. Для лучшего усвоения слоговой структуры я и разработала дидактические игры, на основе знакомых стихотворений и игр.
Цели:
- Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
- Угадывание нормативного слова, содержащегося в искаженном, перевернутом слове;
- Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки.
- развития речеслухового восприятия и речедвигательных слоговых навыков.
Игры с мячом
«Большой- маленький»
Логопед называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.
Дом- домик
Слон- слоник
Стол- столик
Нос- носик
Куст- кустик1
Шкаф- шкафчик
«Доскажи слово»
Логопед говорит слово- ребенок называет, заранее оговоренное окончание.
… (ка): кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…
… (ва): тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…
… (ли): туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…
… (но): вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…
«Чей детеныш?»
Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.
Волчонок- волчица
Зайчонок- зайчиха
Жеребенок- лошадь
Теленок- корова
«Мой веселый, звонкий мяч»
Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:
Мой- веселый- звонкий- мяч-
Ты- куда- пустился- вскачь?
Красный- синий- голубой
Выбирай- себе- любой!
Игры с движением
«Робот»
На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.
Ве-ло-си-пед
Ма-ши-на
Ско-во-род-ка
Ра-бо-та
Ве-ник
Пе-тух
«Собираемся в детский сад»
В противоположных сторонах кабинета располагаются куклы мальчика и девочки. Ребенку предлагается выбрать из предметных картинок одежду для мальчика и девочки. В движении, проговаривая слова, отнести картинку к нужной кукле.
Да-ши-на шап-ка
Да-ши-на шу-ба
Да-ши-ны сан-да-ли
Ми-ши-на ру-баш-ка
Ми-ши-на курт-ка
Ми-ши-ны са-по-ги
«Нехочуха»
Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.
Федор, прыгай. – не хочу прыгать
Федор, ходи. – не хочу ходить.
Федор, приседай. — не хочу приседать.
Федор, лети. – не хочу летать.
«Путаница»
Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.
Ло-та-па лопата
Мо-то-лок молоток
Жи-лы лыжи
Ла-пи пила
|