Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок может посредством создания чувственных образов воплотить собственный творческий замысел. Задача педагога – способствовать развитию инициативы ребенка, проявлению творчества в рисунках, лепке, аппликации.
При обучении дошкольников изобразительной деятельности, особая роль отводится художественному слову, которые рассматриваются в педагогике как один из приемов словесного метода. Правильное использование на занятиях по изобразительной деятельности сказок, стихов, загадок, потешек, открывает большие возможности для обогащения детских работ, для проявления творческого воображения, реализации творческого замысла.
Скачать: Организация и осуществление процесса развития замысла в изобразительной деятельности у младших дошкольников с использованием художественного слова. (полный конспект)
Несмотря на обилие научной и методической литературы по интересующей проблеме, не до конца изученными на сегодняшний день остаются вопросы, связанные с использованием художественного слова для развития замысла в изобразительной деятельности детей младшего возраста.
Нами разработана и проведена с младшими дошкольниками (экспериментальной группы) серия занятий, нацеленных на развитие замысла в изобразительной деятельности с использованием художественного слова.
До начала формирующего этапа детей разграничили на две группы: экспериментальную – 15 человек (это дети, которые принимали участие в формирующем эксперименте). В контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте – следующие 15 человек.
Экспериментальная работа по развитию замысла в изобразительной деятельности проходила поэтапно.
Спонтанное экспериментирование – первый этап приобщения детей к изобразительному искусству, когда они путем непредсказуемого эксперимента с изобразительными материалами и инструментами впервые сталкивались с некоторыми возможностями цвета и формы. В этот период от детей не требовали какого-то определенного результата, важно было обеспечить сам процесс рисования. На этом этапе использование художественного слова имело эмоциональный характер. Его использование вызывало у детей эмоциональный отклик к изобразительной деятельности. Использовали потешки, загадки, стихи, песни, сказки.
Поисковое экспериментирование – второй этап, когда дети пытались повторить способы составления разнообразных по цвету композиций, применить различные приемы формообразования. Основополагающим здесь являлись упражнения в подборе цвета, соподчинении форм, деталей композиции. Мы использовали художественное слово для развития у детей воображения, умения видеть различные варианты образов, представлять их и воплощать в своих рисунках. Кроме этого, в рисунках дети могли воплотить свое настроение.
Цель формирующего эксперимента: разработать и провести с младшими дошкольниками (экспериментальной группы) серию занятий, нацеленных на развитие замысла в изобразительной деятельности с использованием художественного слова.
Занятия были разработаны согласно сетке занятий и учебному планированию на год.
На третьем этапе проектного овладения основами изобразительной грамоты, дошкольники решали творческие задачи, осуществляли мини-проекты.
Работа с детьми по проекту осуществлялась в 3 этапа:
I этап – подготовительный.
Цели. Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей. По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т. п.
Проводились дни открытых дверей, целью которых являлось ознакомление родителей с дошкольным учреждением; демонстрация всех видов деятельности по развитию личности ребенка. Вниманию родителей предлагались: открытые занятия по изобразительной деятельности, театрализованные представления, мини-концерты.
Для содействия родителей в приобщении дошкольников к художественной литературе проводились семейные чтение по творчеству А. Л. Барто; совместный праздник «Мама, папа, я – читающая семья)
II этап – основной
Цель: развивать художественно — творческие способности у детей с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий. В ходе занятий использовались следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
III этап — творческий.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий. На данном этапе осуществлялись обобщающие творческие занятия, проводились праздники, выставки детских работ.
На каждом из этапов использовалось художественное слово, которое способствовало осуществлению замысла в рисунке: это могли быть и сказки и песенки и стихотворения.
|