Конспект коррекционно-развивающего занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник пластилинография и тестопластика в средней логопедической группе для детей с ОНР по лексическим темам: «Дикие животные средней полосы» и «Шубка для ежа».
Воспитатель: Шайдуллина А.Г. Казань 2016 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «ЦЛП и ДО» г.Казань.
Предварительная работа.
- Цикл занятий с сенсорным модулем «Ёжик» (форма, цвет, развитие зрительного внимания и мелкой моторики)
- Использование декоративного панно «Ёжик» для активизации словаря и составления и распространения предложений.
- Развитие речемыслительной деятельности и сенсорных способностей с помощью тренажёров: су-джок, колючие бигуди, резиновые массажёры, работа с разноцветными прищепками, работа с нетрадиционным бросовым и природным материалом (семечки, зубочистки).
- Просмотр видеофильмов: «Ёжик в тумане», «Поросёнок в колючей шубке».
- Прослушивание детской песенки «Ёжик резиновый с дырочкой в правом боку».
- Оформление выставки «Такие разные ежи» (совместная работа с родителями).
- Рассматривание, сравнение ежей по величине, по материалу, способу изготовления
Оборудование.
- Искусственные ёлки, деревья, пеньки.
- Белая ткань со следами диких животных.
- Мягкие игрушки диких животных (медведь, заяц, ёж, белка, лиса).
- Синтезатор.
- Меховые шубки зайца, лисы, волка (от новогодних костюмов)
- Телевизор + DVD-плеер.
- Диск с мультфильмом А.Суконцев «Как ёжик шубку менял» (в сокращении).
- Магнитофон + кассета медленной музыки.
- Мольберт.
- Керамический ёжик (мама-ежиха)
Раздаточный материал.
- Пластилин.
- Дощечки для пластилина.
- Подносы с тестом.
- Влажные салфетки.
- Резиновые мячи-ёжики (для массажа пальцев рук).
- Семечки.
- Картонные шаблоны ёжиков.
Цели.
Коррекционно-образовательные:
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, представлений о зависимости конкретного животного (ежа) от условий окружающей среды.
- Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином), использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме.
- Добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки).
- Формировать умение менять силу голоса, говорить шёпотом.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребёнку и всем окружающим его людям.
- Развивать мелкую моторику рук при использовании нетрадиционных методик и различных материалов.
- Формирование навыка захвата предметов «щипком», как начальный этап подготовки руки к письму.
- Актуализация в речи притяжательных качественных прилагательных в ед. и мн. числе.
- Продолжать работать над развитием координации речи с движением при проведении динамической паузы.
- Продолжать формировать фразовую речь путём ответов на вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать стремление качественно выполнять задания.
- Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности.
- Воспитание у детей чувства эмпатии (сопереживание).
1. Организационный момент.
(Дети входят парами)
Воспитатель: -Ребята, подойдите все ко мне, встаньте красиво, повернитесь лицом к гостям…
«Поздоровайся, дружок – Пожелай здоровья. Лечат очень хорошо Доброта с любовью».
Дети: -Здравствуйте.
Воспитатель: -Давайте представимся нашим гостям:
«Мы, из «Ягодки» ребята, (дети стоят парами и хлопают друг друга в ладоши)
Мы, ребята – дошколята. В садик мы с утра идём, (пальчики «шагают») Там танцуем и поём. В «Ягодке» мы все друзья (обнимаются)
Ведь без дружбы нам нельзя!»
2. Эмоциональный настрой.
- «Улыбнись – и доброту Делать не устанешь, И полюбишь красоту, И умняшкой станешь!»
I. Вводная часть.
Воспитатель: — А теперь, мои друзья, всё внимание на меня…
- Дети, мы часто с вами путешествуем в сказку, подводный мир, в космос. А хотите очутиться в зимнем лесу?.. Закройте глазки.
Реснички опускаются, Глазки закрываются, Сном волшебным засыпаем, В зимний лес мы улетаем. -
Раз, два, три, четыре, пять – Смотрим глазками опять.
II. Основная часть.
Воспитатель: — Вот мы и оказались в зимнем лесу…
Кругом лежит белый пушистый снег. Тишина…
Ребята, посмотрите и вспомните:
- Чего в зимнем лесу много? (много снега, много деревьев, много кустов, много гнёзд, много шишек)
- Кого много в зимнем лесу? (много птиц, много диких животных)
? (Дидактическая игра «Кого я вижу».)
Воспитатель: -Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей. Девочки, сделайте из пальцев бинокли, а мальчики – подзорную трубу. Постарайтесь отыскать притаившихся повсюду диких животных. (Поднести к губам указательный палец и сказать: «Ч-ч-ч».)
Отвечайте тихим голосом, чтобы не спугнуть их (Дети «делают» воображаемые бинокли, подзорную трубу)
- Кого вы увидели?
Дети: — Я увидел лису, … зайца, медведя, волка, белку, ежа…
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие вы все внимательные, зоркие.
? (Дидактическая игра «Чей след»)
Воспитатель: — Ребята, а это что за узоры на снегу? (следы)
- Чьи это следы? (беличьи следы)
- Чьи такие большие следы? (медвежьи следы)
- А это чьи следы? (волчьи следы)
- Чьи длинные следы? (заячьи следы)
- А это чьи следы? (лисьи следы)
- Посмотрите внимательно, чьих следов нет? (нет ежиных следов)
Почему мы не видим ежиных следов? Что делает зимой ёж? (спит)
К тесту все мы подойдём, Следы ёжика найдём. - Соберите пальчики в щепоть. - По дорожке тихо, тихо
Шли ежонок и ежиха. Мама медленно шагала, Глубоко снежок топтала. Ежонок быстро пробежал,
Снежок легонько притоптал.
(На стульчиках разложены подносы с тестом, дети «шагают» по тесту)
Воспитатель: -В зимнем лесу очень холодно, чтобы нам не замёрзнуть, давайте
Проведём зарядку…
Воспитатель: Подойдите все ко мне, встаньте в круг…
Речь с движением.
«Звериный хоровод».
(под музыку)
Мы зарядку проведём, Проведём, проведём. Все, как звери мы пойдём, Мы пойдём — так!
Вот по тропочке лесной, По лесной, по лесной, Прыгал зайка озорной, Озорной – так!
Мишка зайку догонял, Догонял, догонял, Он вразвалочку шагал, Он шагал – так!
И нарядна, хороша, Хороша, хороша, Шла лисичка, не спеша, Не спеша – так!
Звери в гости к нам пришли, К нам пришли, к нам пришли, В пляс весёлый все пошли, Все пошли – так!
(дидактическая игра «Чья шубка?»)
Под ёлкой лежат меховые шубки зайца, лисы, волка (от новогодних детских костюмов)
Воспитатель: — Ребята, посмотрите…
* Кто-то с нами танцевал Даже шубки потерял. Быстро отвечайте Чья шубка — называйте?!
Дети: — Это заячья шубка
- Это шубка лисья.
- Это волчья шубка.
Воспитатель: — Молодцы! А теперь давайте все вместе посмотрим удивительную
сказку про маленького ежа. Сядьте удобно на стульчики, выпрямите спинки, смотрите внимательно.
(Просмотр мультфильма А.Суконцева в сокращении «Как ёжик шубку менял»)
Во время просмотра делать паузы:
- Какая заячья шубка? (белая, пушистая, мягкая, тёплая)
- Какая лисья шубка? (рыжая, богатая, золотистая, пушистая, тёплая)
- Какая волчья шубка? (серая, пушистая, тёплая)
- Какая печальная история приключилась с ёжиком, вот и остался ёж без шубки. Что может произойти с ним? (замёрзнет, съест лиса или волк…)
- Давайте поможем ёжику сделать новую шубку?!
- Садитесь за столы, выпрямите спинки, ноги поставьте прямо, засучите рукава (кому это необходимо)
- Туловище ёжика мы будем делать знакомой нам техникой. Это — пластилинография.
Смотрите внимательно… Большой шарик пластилина положить в середину силуэта ёжика, и сильно нажав на середину, сплющить, а затем, нажимая на края шарика, размазать по кругу до границ контура.
- Обратите внимание, сегодня на занятие я в первый раз принесла семечки, но мы их кушать не будем. Из семечек мы сделаем ёжику колючки. Я возьму семечку щепотью за острый конец и воткну широкой стороной в пластилин. Вот так!..
Точно так же втыкаем остальные семечки. У вас получится вот такой ёжик… (показать готовый образец)
Чтобы у нас всё красиво получилось, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
(с резиновым ёжиком)
- «Я, с ежонком поиграю, — прокатывают между ладошек Меж ладошек покатаю, А потом сожму рукой, — сжимают Ой, колючий ты какой! — разжимают
Ёжик, ёжик, не колись! — гладят Ты со мною подружись!» — сжимают обеими руками -А сейчас приступайте к работе. Самостоятельная работа детей. (звучит спокойная музыка)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришла мама-ежиха. Она ждёт своих ежат.
Подойдите все со своими работами к маме-ежихе. Молодцы! Вы хорошо потрудились. Ёжики получились у всех разные, но все они похожи на маму-ежиху.
Она благодарит вас за новые шубки для ежат.
-А теперь давайте узнаем, чем закончилась история про ёжика из мультфильма.
-Пройдите к телевизору, сядьте на стульчики, (окончание мультфильма) подпевайте ёжику:
«Эта шубка лучшая, Вся она колючая. Мамина, да папина, А волкам,... а волкам
КАРАТЕЛЬНА!!!»
Воспитатель: -Вот так вот, дети!
Кому-то нужны иголки для шитья,
А кому-то для житья!
-На этом, наше путешествие закончилось, попрощайтесь с гостями…
|