Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми средней группы с использованием социо – игровой технологией, ИКТ. Тема: "Следы на снегу"
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
- Обогощать опыт внеситуативного содержательного общения детей.
- Активизировать точные глаголы, прилагательные.
- Побуждать образовывать наименования детёнышей животных в единственном и множественном числе.
- Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков.
- Воспитывать интерес к совместной работе в изобразительной деятельности. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в компаниях.
Скачать презентацию
Предварительная работа:
Знакомство и рассматривание картинок следов зверей, отгадывание загадок о животных. Разучивание стихотворение о зиме.
Материал: Картинки для деления на компании; презентация на интерактивной доске с изображением зимнего леса и его обитателей; карточки с изображениями диких животных и их детёнышей в единственном и множественном числе; гуашь; листы бумаги голубого цвета А3; печатки следов (сделанных из картофеля), диск с мелодией «Первый снег» муз. Филлипенко, сл. А. Горина, покупная снежинка.
Ход работы: Приглашаю ребят в круг и спрашиваю: Ребята, я хочу вам загадать загадку: Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, А зовут меня... (зима). Молодцы, ребята. А сейчас у нас какое время года? Дети: зима. Предлагаю поиграть в игру «Знатоки» (дети встают в круг, воспитатель начинает передавать снежинку слева направо, подбирая слова характеризующие зиму, какая она?). Воспитатель: Ребята, а к нам в группу залетела красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать эту снежинку по кругу, и говорить красивые слова нашей зимушке-зиме, какая она у нас. Я начну, а вы продолжите (белоснежная). Дети: (например — холодная, пушистая, снежная, морозная, весёлая и т.д.). Воспитатель: Вот сколько красивых слов вы знаете. А сейчас я вас приглашаю в путешествие. Деление на компании. У меня на подносе лежат картинки. Взяв, картинку вы садитесь за тот стол, которому относится ваша картинка (соотнесение маленькой картинки к большой картинке, которые находятся на столе — дикие и домашние животные, птицы). Готовность к работе дети показывают, подняв руки над головой «шалашиком».
Воспитатель: Вам необходимо назвать свою компанию и выбрать капитанов (дети совещаются). Капитан, каждой из компаний, по очереди рассказывает, например:
- Первая компания: — Я капитан, наша компания называется «Снеговик».
- Вторая компания: — Я капитан, наша компания называется «Весёлые ребята».
- Третья компания: — Я капитан, наша компания называется «Котята».
Воспитатель: Сейчас ребята, я вам прочитаю сказку "Снег и скрипка" (В. Хмельницкого), а вы внимательно послушайте. (Беседа). — Что вас удивило в этой сказке? (Снег хотел играть на скрипке, но умел только скрипеть). — А что ещё делает снег? (обобщаю и распространяю высказывания детей: снег кружится, снег падает, снег летает, снег искриться, снег сверкает, снег переливается, снег тает). — Какой бывает снег? (холодный, липкий, пушистый, искрящийся и т.д.). Приглашаю детей в круг. Воспитатель: Снег в лесу блестит, как волшебный. Скажем вместе: чудо — чудо — чудеса, волшебство пришло в леса (повторяем сначала медленно, а потом быстрее). Предлагаю поиграть в игру "Кукушка". Дети держат перед собой кулачки. Я иду по кругу, касаюсь каждого кулачка. Все вместе при этом говорим: «Шла Кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду, Ку-ку, мак, ку-ку, мак, Открывай один кулак». Ребёнок, которому выпало, открывает свой кулачок и выполняет какое – то задание. Например: 1. Посчитать от 1 до 5. 2. Назвать пять диких животных. 3.Прочитать стихотворение про снег или про зиму. Дети садятся за столы. Воспитатель: А сейчас представьте, что мы в зимнем лесу. Предлагаю посмотреть на интерактивную доску. Читаю текст "Узоры на снегу" (по И. Соколову-Микитову). Текст сопровождается презентацией на интерактивной доске. Вопросы к детям: — Правда, красиво в зимнем лесу? (да). — Что за узоры на этой скатерти? (следы зверей и птиц). — Что за белая скатерть покрыла землю? (снег) — Какие звери оставили свои следы на снегу? (Заяц, лиса, волк, лоси). Даю задание для компаний. Воспитатель: А сейчас мы посмотрим чья, компания самая внимательная. Ребята, сейчас вы догадайтесь, чьи следы будут на экране. Если вы ответите правильно, то появится тот зверь, кому они принадлежат (первой компании — следы волка, второй — следы лисы, третьей – лося). Воспитатель: Ребята, звери ходят по зимнему лесу не одни, а со своими детёнышами. Задание для компаний (предлагаю подойти детей к другим столам, на которых лежат картинки с дикими животными и их детёныши, и предлагаю отыскать взрослому животному его малыша. 1 компания – лиса с лисятами, волк с волчатами. 2 компания – заяц с зайчатами, лось с лосятами. 3 компания – белка с бельчатами, медведь с медвежатами). Воспитатель: Молодцы, все нашли мамочек и их деток. Давайте теперь каждая компания скажет, как зовут маму и детёныша: 1 компания — лиса (лисята), волк (волчата), 2 компания – заяц (зайчата), лось (лосята), 3 компания – белка (бельчата), медведь (медвежата). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что не только звери оставляют следы на снегу, но и мы с вами. Я вам предлагаю сделать отпечатки следов (дети садятся за столы и каждая компания делает коллективную работу, берут печатки из картофеля, окунают в гуашь и прикладывают к листу А3, играет мелодия «Первый снег»). Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем передавать снежинку и каждый скажет, что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
Использованная литература:
- «Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -4-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Л. А. Парамоновой, 2011. -320с.
- Т. Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа» стр. 113.
- Игры круглый год. Программа развития и обучения дошкольника, 2003. Стр. 17.
- Мазукабзова А.Х., Морозова М.Я. Искорка. Стр. 118-119.
- Е. Е. Шулешко «Понимание грамотности. Условия успеха» сборник (под. ред. А. С. Русакова. М.В. Ганькиной. 2011. – 304с.
|