Педагог Воронкова Марина Александровна.
Цели и задачи:
- знакомство с видами натюрморта
- обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными и искусствоведческими терминами: компоновка, градация света и тени – светотень: освещённые и теневые участки: блик, полутень; объёмная форма и плоское изображение; композиционный центр, группировка, однообразие, передний – задний план, виды натюрмортов
- развивать связную речь
- совершенствовать навыки работы с восковыми карандашами.
Оборудование и материалы, используемые на занятии:
- репродукции картин
- натурная постановка
- образец педагогического рисунка
- восковые карандаши.
Скачать конспект
Методы и приёмы:
- словесные: беседа, пояснение, рассказ
- наглядные: иллюстрации художников
- практические: выполнение задания.
Аспект мышления:
- развивать чувство пропорции, соразмерности, цвета.
Аспект управления:
- работа под руководством педагога
- самостоятельная работа.
Организационный момент. (в приёмной).
- Здравствуйте, дети. Давайте по –приветствуем друг друга, встанем в круг. --Доброе утро лесам и полям! (Руки вверх).
-Доброе утро скажу я друзьям! (Руки в стороны).
-Доброе утро родной детский сад! (Взяться за руки).
-Видеть друзей своих очень я рад! (Хлопают в ладоши).
- Я приглашаю вас в музей. (Заходим в группу).
По группе расставлены картины.
Ход занятия.
- Если видишь, на картине нарисована река
Или домик в дымке синей, или луг, и облака,
Или тонкая рябина, или поле, иль шалаш,
Это значит. Что картина называется (ответы детей) пейзаж.
- Если видишь, ты с картины смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Мишка твой сосед,
Обязательно картина называется – (ответы детей) портрет.
- Если видишь на картине самовар ты на столе
Или виноград в корзине, или розу в хрустале,
Или старые ботинки, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это (ответы детей) натюрморт.
- Сегодня на занятии мы поговорим о натюрморте и нарисуем его.
- «Натюрморт» — от французского слова «мёртвая натура» т. е. не живые предметы: изображение различных вещей, еды, цветов и прочего. Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века (300 лет назад). Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу – т. е. еду. В истории искусства выделяют 2 вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят не о себе, а о своём хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.
- Существуют различные виды натюрмортов:
- букет – разновидность цветочного натюрморта
- завтраки – изображение накрытого стола
- натюрморт на фоне пейзажа
- натюрморт в интерьере
- овощной натюрморт
- цветочно – фруктовый – овощной натюрморт…
- В России натюрморт в виде отдельного жанра не был востребован долгое время, так как считался чуть ли не низшим видом изобразительного искусства. Только спустя 150 лет в России возник интерес к этому виду искусства. Художники, которые писали натюрморты, воспевали природу.
- Посмотрите на картину «Ботинки» Ван Гога. 1888года: рассказ по картине.
Ван Гог не раз выбирал для натюрморта весьма необычные предметы. Такой сюжет, как старые ботинки, нашел воплощение на шести полотнах, которые составили целую серию. Один из знакомых Ван Гога вспоминал, как художник специально искал на блошином рынке старую потрепанную обувь.
Ботинки, изображенные на этой картине, ранее принадлежали какому-то рабочему. Когда Ван Гог их приобрел, они были старыми и ношеными, но при этом имели довольно чистый и опрятный вид. Дождавшись, когда пойдет дождь, Ван Гог одел их и отправился ходить по грязным городским улицам. Залепленная грязью обувь показалась художнику достойным сюжетом, и он принялся за натюрморт.
Возможно, старые ботинки служили для Ван Гога олицетворением тяжелого труда простых людей. Жизнь крестьян и рабочих вдохновляла художника, даря ему бесконечное количество тем и сюжетов для картин.
Ван Гог изображает старую грязную обувь со всей правдивостью и прямотой, без малейшего стремления романтизировать и приукрасить сюжет. Объемы сношенных ботинок моделируются жесткими черными тенями, а вся картина написана практически одним цветом. Как будто поникшие очертания ботинок подчеркивают их «усталость» и негодность.
- А это натюрморт Франсиско Перальта дель Кампо «Посуда».! 801 год. Ассоциации со сказкой «О рыбаке и рыбке»: где могла бы быть такая красивая посуда у деда со старухой? (В старой избушке или во дворце? Она говорит нам о достатке хозяина) – ответы детей, описание посуды.
- Давайте рассмотрим натюрморт И. Ф. Хруцкого «Яблоки, виноград и лимон».
-Что изображено на картине? – Посмотрите, что лежит на столе справа, слева, в центре? — Как вы думаете, какие они? (Красные, круглые, сочные, аппетитные, спелые). — Какие краски использовал художник, чтобы передать спелость фруктов? (Жёлтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый). То есть все тёплые оттенки — какие чувства хотел вызвать художник, изображая эти фрукты? (Каждый, как будто говорит: какой я — зрелый, сочный, сладкий! Попробуй меня!
- Корзина наполнена виноградом. Как художнику удалось показать его спелость? (Он прозрачный, кажется, что видны косточки, ягоды блестят, сверкают янтарными оттенками). — Что подчёркивает свежесть винограда? Листья, которые ещё не завяли. — Почему одна из кистей лежит на столе? (Его много в корзине, не помещается весь: т. е. очень богатый урожай). – Что на картине говорит о присутствии человека? (Стакан с недопитой водой). – Художник хотел показать, что человек много трудился, собирая урожай, хотел пить, но у него ещё много работы, и он не допил воду, ушёл. – Какое время года можно определить по картине? (Это — Осень, потому что уже собраны спелые яблоки, виноград, лимон).
- Представьте себя рядом с этими предметами! Что вы слышите? Какие запахи мы могли бы почувствовать? Чтобы вы хотели попробовать с этого стола?
Физминутка.
Творческая игра.
- Какие фрукты можно нарисовать в квадрате, в треугольнике, прямоугольнике?
- Чтобы работа была по – настоящему интересной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен.
- Набор предметов не может быть случайным, их должно что – то объединять.
- Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжёлым, громоздким. — Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. – Хорошо, когда чередуются светлые и тёмные предметы, тяжёлые и изящные по своей форме.
- Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий. Но композиционный центр не должен совпадать с центром геометрическим.
- Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
- Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещённый вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.
- Свободный, лёгкий передний план. Наиболее тяжёлые, крупные предметы должны находиться где – то сзади, более лёгкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.
Практическая работа. Рисование.
Итог занятия. Демонстрация работ.
Заключение. Повтор стихотворения «Натюрморт» с помощью мнемотехники.
Использованные репродукции картин.
Пейзаж.
Куинджи А.И. На острове Валаам, 1873г.
Беньямин Петерсен. Вид полицейского моста через Мойку. 1708г.
Франсуа Буше. Пейзаж с прудом. 1746г.
Винт Т. Осень, 1986г.
Щедрин С. Ф. Набережная Мерджелина. 1872г..
Портрет.
Бельский М. И. Портрет композитора Д. С. Портнянского. 1788г.
Пинтуриккьо. Портрет мальчика. 1480г.
Сычков Ф. В. Калужские крестьянки. 1909г.
Натюрморт.
Франсиско Перальта дель Кампо. Натюрморт. 1801г.
Попов Г. Щедрая земля. 1976г.
Хруцкий И. Ф. Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном. 1880г.
Ван Гог. Ботинки. 1886 -1888г.
Приложение.
|