Цель: учить детей создавать сюжетную композицию из природного материала окрашенного риса.
Закрепление знаний о золотой осени.
Задачи:
Обучающие:
Учить создавать образ осеннего дерева, делать листья из цветного (раскрашенного) риса.
Развивающие:
Развивать творческие способности в создании картины осеннего дерева. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику.
Закреплять умения пользоваться красками, соблюдая технику безопасности при использовании клея ПВА, красиво располагать элементы аппликации на листе, аккуратно их наклеивать.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, чуткость к восприятию осеннего пейзажа. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Методические приемы: стихотворение Ивана Бунина «ЛИСТОПАД»; презентация «Осень»; беседа с детьми об осени. Объяснение и показ видео (https: //www. youtube. com/watch? v=dzHM5ZNSWBU) элементов выполнения аппликации, награждение (наклейки)
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе. рассматривание иллюстраций и картин про «Золотую осень», прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Времена года «Осень»», Игра-упражнение «Что у чего?». Знакомство с осенними приметами, поговорками, отгадывание загадок.
Материал: презентация «Осень»; лист картона синего цвета; на бумаге из коричневого цвета нарисован контур дерева; заготовки листьев из крашеного риса: красного, оранжевого, желтого, зеленого цвета; клей ПВА
Ход занятия:
Дети сидят за столами.
В: (Иван Бунин «ЛИСТОПАД»)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
В: — Дети, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
Ответы детей: — В стихотворении говорится об осени.
В:- Правильно. Пушкин называл осень «унылой порой», но тут же спешил исправиться, что она — «очей очарованье». Разноцветные леса, небеса, каждую минуту меняющие свой драматический окрас, золотые холмы и лавины красных кленовых листьев — по своей красоте осень нередко превосходит другие времена года.
Мы знаем, что осень бывает ранней, золотой и поздней. В стихотворении о какой осени говорит автор?
Ответы детей: — В стихотворении говорится о золотой осени.
В:- Назовите признаки золотой осени.
Дети: — Дни уже короче, потому что рано темнеет. Деревья сбрасывают листья. Они очень красивые, у них яркие цвета: красные, жёлтые, оранжевые. Всё чаще дует сильный ветер, кружит листья и легко опускает их на землю.
В:- Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: — Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: в старину называли осенние месяца: хмурень, грязник, полузимок.
- Сейчас какой месяц?
Ответы детей.
В:Прощаясь с теплыми деньками, природа одевает самые праздничные наряды. Каких только красок не встретишь в это время года: огненно-красные, нежно-желтые, золотые, багряные. Что вы можете сказать об октябре? (на доске висят картинки с изображение природы в октябре)
Ответы детей: дети называют.
В:- Молодцы. Много знаете об осени. Давайте вспомним стихотворение об осени и немного разомнемся.
Пальчиковая гимнастика «Осень» (стоя)
Осень, осень, приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, погляди! (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет, (обнимаем себя)
Ветер дует все сильнее, (наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, ( «Птица» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (Барабанить пальцами по ладони)
Шапки, куртки надеваем и ботинки обуваем (Имитируем по тексту)
В: Молодцы, отдохнули, присаживайтесь. Сегодня я решила сделать вам необычные цветные листья. Отгадайте что я покрасила?
Ответы детей: рис.
В: Умнички! Теперь я хочу узнать знаете ли вы из какой крупы какая каша получается? Игра-упражнение «Что у чего?» Например: Рис —? (рисовая, гречневая, пшенная, манная,...)
Ответы детей:
Воспитатель: Какие же вы умнички, все знаете. А сегодня вы сделаете необычную осеннюю картину из разукрашенного риса.
В: — Скажите, дети, в какие краски окрашивает осень листву?
Дети: — Осень окрашивает листву в оранжевый, красный, желтый цвета.
Воспитатель: — Итак, сядьте удобней, внимательно посмотрите на видео. (Смотрят обучающее видео)
- На цветной бумаге синего цвета я заранее нарисовала дерево и ее ветки.
- Осторожно капаете клей на низ рисунка на «Травку» размажьте кисточкой клей и посыпьте зеленым рисом.
- Выполняем листочки: над деревом капаем клей, размазываем кисточкой и посыпаем разными цветами риса (красными, оранжевыми, желтыми)
- Когда закончили клеить листья, капаете под дерево клей над зеленой «травкой» и посыпаете другими цветами риса, так, чтобы "травка" прикрывала основание дерева.
Воспитатель: — Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». И вспомним правила работы с клеем ПВА. (дети повторяют правила работы с клеем):
- С клеем обращаемся осторожно. Клей ядовит!
- Наносим клей на поверхность изделия только кистью.
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
- Если клей попал в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
- По окончании работы обязательно вымоем руки и кисть.
- При работе с клеем пользуемся салфеткой.
В: Вот теперь можно приступить к работе.
(Во время работы звучит произведение Вивальди — Времена Года (Осень))
Воспитатель: — Какие вы сегодня молодцы! Все потрудились на славу. Посмотрите на вашу картину: какое дерево у вас получилось, сколько ярких, радостных красок принесла нам золотая осень, а вы, дети, оказались настоящими волшебниками, создав калейдоскоп цветов осени и хоть ненадолго вернули нам золотую осень! Давайте все вместе улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу! Осень продолжается …
|