НОД в подготовительной группе Тема: «Рассматривание репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Рисование на тему «Осенний лес»».
Художественное творчество
Подготовила Немцова Н.А., воспитатель МБДОУ д/с№51 города Чехов Московской области.
Программное содержание:
Вызвать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы. Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до тёмного, форму от мелкой до крупной. Совершенствовать навыки работы с изобразительным материалом. Воспитывать интерес к дальнейшему рассматриванию пейзажа.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке признаков осенней природы. Рассматривание репродукций картин, чтение художественных произведений о природе.
Материал: Репродукция картины И.С. Остроухова, листы бумаги для акварели, акварель, кисти разных размеров, палитра, клеёнки, салфетки.
Ход:
(Чтение стихотворения А. Толстого)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин. Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Воспитатель:
Какие строчки из стихотворения особенно понравились вам?
Почему именно эти строчки?
-Поэты и писатели словом передают красоту осени Вы услышали сейчас стихотворение об осени и ясно себе представили осеннее утро, золотую листву, гонимую ветром. А художники передают красоту осени на полотне красками.
- Как называется картина, на которой изображена природа?
-Полюбуйтесь этой картиной Как бы вы её назвали?
- Перед вами картина И.С. Остроухова «Золотая осень».
Вопросы по содержанию картины:
-Что вы видите на картине? Что изображено на переднем плане? Какие деревья? Какое время года изображено на картине? Что самое яркое в картине? А как можно сказать об этих листьях? Какие краски использовал художник?
(Листья клёна и берёзы жёлтые, они словно светятся, листья усыпали всю землю).
-Среди жёлтых листьев клёна и берёзы есть и другие листья. Какие они? (Вверху зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, оранжевых).
-Художник изобразил раннее утро, солнце ещё не взошло, а от этих листьев светло. Жёлтый цвет – яркий, тёплый. Он ярко выделяется на тёмном фоне земли, чёрных стволов.
-Как вы думаете, что художник хотел этим показать?
(Осень — золотая пора).
-Какими красками воспользовался художник, рисуя землю?
-А почему тёмные?
(Прошёл дождь, земля сырая, земля вся в тени).
-А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю?
(Листья. Они лежат разноцветным ковром).
-Посмотрите, как художник выписывает каждый листок. На тёмном фоне земли они видны Чётко и естественно. А что вы видите дальше, в глубине картины?
(Деревья, покрытые жёлтыми листьями, сороки на тропинке, кусты).
-А почему сороки опустились вниз на тропинку?
(Кругом тихо, птицы никого не боятся).
-Какое настроение передает художник?
Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья?
(Природа прощается с летом).
О золотой осени А.С. Пушкин написал прекрасное стихотворение:
…Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
- Как вы считаете, что главное в картине?
-Как художник показал это главное?
Яркие листья на фоне тёмных деревьев, сырой земли, лёгкого утреннего тумана, в парке тихо, спокойно, после дождя всё успокоилось, притихло. Деревья очень большие, листья резные, яркие…
- Что для вас самое красивое на картине?
-Полюбовавшись осеннем пейзажем, послушав, как пишут об осени поэты, мне захотелось передать своё осеннее настроение в рисунке, посмотрите.
-Я предлагаю вам сегодня стать художниками и нарисовать осенние пейзажи. Что можно изобразить на картине?
(Самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель предлагает детям рассказать о своих работах. Затем оформляется выставка на тему «Весна в лесу».
|