Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень. Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы. Цель: На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы. Задачи: - Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей. - Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства. - Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников. Ход занятия:
Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются. Музыкальный руководитель: Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки: Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? Дети: Осенью! Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени? Дети: Цыплят по осени считают. Осень - время собирать урожай. Придет осень, за все спросит. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет. Осень - перемен восемь. Осенью скот жиреет, а человек добреет. Осень прикажет, весна свое скажет. Осень непогодь несет. Осенней озими в закрома не кладут. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Музыкальный руководитель: Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас. Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде. Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?
Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.
Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?
Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. (Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная…)
Музыкальный руководитель:
Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.
Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.
Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.
Скажите, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т.д.).
Музыкальный руководитель:
Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».
Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.
Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? (Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)
Музыкальный руководитель:
На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.
К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель:
Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.
Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? (Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).
Музыкальный руководитель:
Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т.д.).
Музыкальный руководитель:
А какая музыка по характеру? (Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т.д.).
Музыкальный руководитель:
Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.
Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.
А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.
Исполняется песня «Золотая осень».
Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.
Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?
(Золотая, огневая).
Музыкальный руководитель:
Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.
Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.
Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.
Музыкальный руководитель:
В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.
Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?
Дети читают стихотворение «Осень»:
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..
Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели, В теплые края.
Музыкальный руководитель:
А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».
На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
Музыкальный руководитель:
Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.
Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.
Список использованной литературы
О. П. Радынова «Слушаем музыку»: Москва – 2009 г.
|