Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
Скачать конспект
Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину». Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами.
Кррекционно-воспитательная — воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели», беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.
Материал к занятию: письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели», цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки.
Ход занятия
(Учитель-логопед и дети стоят на ковре и ведут беседу)
Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?
- Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима.
Д: -Это ранняя весна.
Учитель-логопед: Поиграем в игру «Что лишнее?». Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.
Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга).
Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат).
Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью).
С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной).
Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы.
— Ой, ребята, что это там за окном?
(За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом)
Учитель-логопед: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его.
(Вношу письмо, читаю)
- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна».
Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо?
Д: — Его написала Весна.
Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?
Д: — Грачей.
Учитель-логопед: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей?
- Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели». Садитесь на стульчики и рассмотрите картину.
(Даю детям время рассмотреть картину)
Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина?
Д:- Пейзаж.
Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете?
Д: — Натюрморт, портрет.
Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.
Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают?
Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.
Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?
Д: — Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.
Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют — грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?
Д: — Грачевник.
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)
Учитель-логопед: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели».
Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший…
Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая…
Солнце – неяркое, ленивое,
Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное…
Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.
Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы.
Учитель-логопед: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке — один начнет, другой продолжит.
Учитель-логопед: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть.
Весна, весна красная!
Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону.
С великой милостью:
С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох.
С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.
С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.
- Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы).
"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны?
Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы.
Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости).
- Итак, берем квадратный лист черного цвета.
- Сгибаем его по диагонали.
- Загибаем боковые стороны к линии сгиба.
- Нижние стороны тоже нужно загнуть к линии сгиба.
- Разогнуть нижние стороны.
- По линиям сгиба сделать надрезы
- По надрезам загнуть кверху.
- Верхний угол загнуть вниз (это будущая голова)
- Сложить заготовку пополам, приклеить глаза.
Учитель-логопед: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник).
Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко — холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.
Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»?
Учитель-логопед: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.
Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.
|