Конспект НОД составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
(подготовительная группа)
Задачи.
- Образовательные: учить составлять описательный рассказ по картине, придерживаться структуры описательного рассказа; формировать умение правильно определять, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы, передавать его в своих высказываниях; расширять знания детей об изобразительном искусстве.
- Развивающие: развивать воображение, художественное восприятие произведений изобразительного искусства; эмоциональный отклик на весенние проявления природы.
Обогащение словаря: половодье, корявая, выдолбленная, челнок.
- Активизация словаря: долгожданная, ранняя, звонкая, разлив, отражаются.
- Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение самостоятельно выражать эмоциональное, эстетическое отношение к изобразительному искусству.
- Оборудование: портрет И.И. Левитана, репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; запись П.И. Чайковского «Апрель», А.Вивальди «Времена года».
- Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажных картин И.Левитана, прослушивание произведений П.Чайковского из цикла «Времена года», А.Вивальди «Времена года», разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов, знакомство с пословицами, поговорками о природе, народными приметами.
Ход:
1. Организационный момент
Дети входят в группу, становятся перед стульями. Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сегодня прекрасный весенний день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро-все люди говорят---------приветствие правой рукой. Доброе утро-улыбки дарят--------------руки вперёд. Доброе утро-птицы поют----------------руки на пояс, повороты в стороны. Добрые вести-по свету несут-----------руки делают большой круг.
-Какое сейчас время года?
-Скажете о весне, какая она? (долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая)
-Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
2. Основная часть
- Сегодня мы с вами будем рассматривать и описывать картину художника И.И. Левитана. Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал её природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы: писал стройные берёзки, реки, небо. Но прежде чем это сделать, я предлагаю отгадать кроссворд. В кроссворде есть ключевое слово, которое нам поможет дать название картине.
Кроссворд:
1. Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (весна)
2. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все... (солнце)
3. Наконец река проснулась, С боку на бок повернулась – Затрещал, ломаясь, лёд – Значит, скоро... (Ледоход.)
4. Место, залитое водой при весеннем подъеме уровня воды в реке (Разлив)
Ключевое слово «вода»
-Посмотрите на картину, которую нарисовал И.И. Левитан. Как же можно назвать его картину?
Воспитатель выставляет репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
Дети предлагают варианты названий картины.
-Называется она «Весна. Большая вода».
-Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И. Чайковского «Апрель».
Дети рассматривают картину под сопровождение пьесы П.И. Чайковского «Апрель» и чтение воспитателем отрывка из стихотворения Н.Рыленкова.
Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.
Беседа по картине.
- Вспомните, как называется эта картина, кто ее автор? (Картина называется «Весна. Большая вода». Написал эту картину Исаак Ильич Левитан.)
- Почему картина называется «Весна. Большая вода»? (Картина называется так, потому что художник изобразил разлив реки, большое весеннее половодье.)
- Какими словами можно рассказать о воде, какая она? (Вода прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)
- Что можно сказать о небе? (По небу плывут белые облака, которые несут на своих крыльях весну).
- Как художник изобразил деревья на картине? (Деревья затопила вода, которая разлилась при весеннем подъеме уровня воды в реке. Тоненькие молодые берёзки отражаются в чистой прозрачной воде, как в зеркале. Одна берёзка изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть.)
- Какие деревья, кроме берёзок, вы видите? (На картине кроме берёзок мы видим ель и старую корявую осину).
- А как художник изобразил деревья, что слева на берегу? (Деревья, которые стоят на левом берегу тесно прижались друг к другу.) Они будто замерзли в ледяной талой воде и хотят согреться, прижавшись друг к другу.
- Что художник изобразил на переднем плане картины? (На переднем плане художник изобразил плавно изгибающийся песчаный берег с маленькой лодочкой).
- Такая маленькая лодочка, выдолбленная из цельного куска дерева называется челнок.
- Как вы думаете, как он здесь оказался? (Наверное, его унесло течением).
- Что художник изобразил на дальнем плане картины? (На дальнем плане картины, сквозь рощицу видны маленькие домики. Некоторые из них затопила вода).
- Какой день изображён на картине? (На картине изображен ясный солнечный, безветренный день).
- Почему вы так думаете? (Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. На берегу пролегли чёткие тени от деревьев. На стволах берёз – солнечные блики).
-Ребята, посмотрите как здесь красиво. Какой свежий воздух, давайте его понюхаем!
Дыхательная гимнастика.
- Какие краски выбрал художник для изображения этого времени года? (Все оттенки голубого, коричневого, желтого, белого).
- Как вы думаете, почему художник выбрал такие краски?
(Растаял снег, небо отразилось в воде, и всё стало голубым. Стоит солнечный день.)
- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Глядя на картину, я чувствую радость: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)
Физкультминутка
-Весна, где ты зимой была? * Я в речке зиму провела Мы с речкой проснулись И в город к вам вернулись.
Смотри, набухли почки, Проклюнулись листочки, Пичуги прилетели И на ветвях запели,
И долгожданное тепло К тебе, к нему, ко всем пришло.
Составление рассказа.
Воспитатель предлагает детям выстроить план своего рассказа по описанию на тему картины И.И. Левитана. Напоминает детям о приёме «вхождения в картину», о том, что можно рассказать на тему картины от своего лица, когда сам как бы находишься в данном пейзаже.
а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально.
Пример воспитателя.
«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На переднем плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый песчаный берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов берез. У берега стоит старая лодка, наверное, ее унесло течением. Среди тонких белоствольных березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде домики. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная, потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено».
- А сейчас давайте попробуем мы с вами составить рассказ по картине.
- О чём мы сначала скажем? (Вначале я назову автора и название картины.)
- О чём мы расскажем потом? (Потом я расскажу о погоде, что находится на переднем плане и на заднем плане.)
- А в конце своего рассказа, о чём расскажете? (И в конце рассказа я расскажу о настроении картины.)
– Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?
Составление рассказа- описания детьми.
Анализ рассказов детей.
- Скажите, чей рассказ вам понравился?
- Мне понравился рассказ....
-У него предложения получились полными, последовательными, в них не было длительных остановок.
-Использовал в своих описаниях красивые слова.
-Сказал о своём отношение к картине.
3. Итог.
- О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно защищать и охранять все живое.)
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.
Литвинова Наталья Александровна ВоспитательМБДОУ детский сад № 24 Рязань
|