Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21» Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (подготовительная к школе группа) Ребёнок и окружающий мир беседа на тему: «Весна. Встречаем птиц» Составитель: Фомина Ирина Александровна Снежинск 2013-2014 г. Тема: « Весна. Встречаем птиц» Задачи: В образовательной области «Познание» · Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах, где живут, кто детеныши. · Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц.
· Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки). · Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. · Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции. В образовательной области «Коммуникация» · Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы. · Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы». · Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. · Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе. · Развивать у детей объяснительную речь В образовательной области «Социализация» · Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе. В образовательной области «Здоровье» · Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением. Словарь: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить. Методы и приёмы : картинки с перелетными птицами, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, Дигра «Найди гнездо», Дигра «Назови ласково», итог. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр « Ленивые восьмерки», физминутка. Индивидуальная работа: учить Максима, Льва, Женю отвечать полным предложением. Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Дигру «Назови ласково» Ход непосредственно образовательной деятельности 1.Организационный момент. на доске картинки с признаками весны. Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки. · Растет она вниз головою Не летом растет, а зимою На солнце ее припечет Заплачет она и умрет. (сосулька) · Его весной и летом Видим мы одетым А осенью бедняжки Сорвали все рубашки. (дерево) · В голубой рубашке Бежит по дну овражка. (ручеек) · Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце)
· Глядит из-под снега
Зеленый росток
Он первый весенний студеный цветок (подснежник)
2. основная часть.
Воспитатель :-К какому времени года подходят эти картинки?
Дети :-Эти картинки подходят к времени года весна.
Воспитатель :- Сколько месяцев длится весна, перечислите их ?
Дети :- Весна длится 3 месяца.
Воспитатель :-А как называется 1 месяц весны?
Дети :-1 месяц весны март
Воспитатель :- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему ?
Дети :-Потому-что появляются проталины.
Воспитатель :-Давайте вместе, прохлопаем это слово.
Воспитатель :-А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).
Воспитатель :- В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.
Воспитатель :- А как называют 2 весенний месяц?
Дети :- 2 весенний месяц называют апрель.
Воспитатель :- Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым.
Воспитатель:- А кто знает, почему снег становится ноздреватым?
Воспитатель:- Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым.
Воспитатель :-Давайте вместе, прохлопаем это слово.
Воспитатель :- А кто знает, почему снег темнеет?
Дети :- Снег темнеет, потому-что он грязный.
Воспитатель :- Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются. (показ снега)
Воспитатель :- А почему этот месяц называют месяц «живой воды»?
Дети: – Это месяц так называют, потому-что снег тает и превращается в воду.
Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление?
Дети :- Это называют ледоходом.
Воспитатель :-Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?
Дети :- Первые весенние цветы, это подснежники.
Воспитатель : - А кто знает, почему и их так назвали?
Дети :- Потому-что они растут из-под снега
Воспитатель :- Правильно это первые цветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. (иллюстрация)
Воспитатель :- А как называется 3 месяц весны ?
Дети : - Май
Воспитатель :- В народе его называют – «травень», «цветень».
Воспитатель : - Как вы понимаете эти высказывания ?
Дети :- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.
Воспитатель :- В мае уже снега нет , солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые.
Воспитатель : - Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания?
2.Основная часть.
Воспитатель :- Кто это?
Дети :- Это птицы.
Воспитатель :- Почему их так называют ?
Дети :- Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост.
Воспитатель :- Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему?
Дети :- Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные.
Воспитатель :-А почему этих птиц называют перелетными? (мнения детей)
Воспитатель :- Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны.
Воспитатель :- Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети :-Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси.
Воспитатель :- А почему все они улетают от нас осенью в теплые страны?
Дети :- Осенью у птиц нет корма , поэтому и улетают.
Воспитатель :- А почему прилетают обратно? (мнения детей)
Воспитатель :-Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос, может они хотят вернуться на свою Родину где они родились?
Воспитатель :- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда, хотите узнать?
Воспитатель :- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
3.ФИЗМИНУТКА.
Воспитатель :-Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?
Дети :-Они вьют гнезда.
Воспитатель :- А для чего птицы вьют и строят гнезда?
Дети :-Для того чтобы выводить птенцов
Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель :- Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен?
Дети : -Грач
Воспитатель :–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(иллюстрация)
Воспитатель :- Итак, на кого похож грач?
Дети :-Грач похож на ворону.
Воспитатель :- Чем питается грач весной?
Дети :-Грач питается червяками, жуками, личинками.
Воспитатель :- Где грач строит своё гнездо?
Дети :- Грач строит своё гнездо на верхушке дерева
Воспитатель :-Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?
Воспитатель :-Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?
Дети :- На картинке изображена ласточка.
Воспитатель :-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель :- Выберите 3 картинку.
Дети : -Это скворец.
Воспитатель :-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца.
Воспитатель :-Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?
Дети :- У него длинные ноги, клюв, шея.
Воспитатель :- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?
Дети :- Это кукушка.
Воспитатель:- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель :- А что общего у всех этих птиц ?
Дети :-Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище
Воспитатель :-А что они умеют делать ?
Дети :-Кричать, щебетать, порхать, кружить
Воспитатель :-Но все эти птицы не умеют плавать.
Воспитатель :-Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать , назовите мне их.
Дети :- Лебедь, дикие гуси и утки.
Воспитатель :-Рассмотрите их, что у них общего?
Дети :-Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище
Воспитатель :- А почему они от нас улетают осенью?
Дети :-Потому что реки и озера замерзают, нет корма.
4. “Назови ласково”.
Воспитатель:- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
Длинный хвост – длинненький хвостик
Черная голова - уютное гнездо –
Белый пух - красивая птица –
Галстук на шее - пестрое крыло -
5.Итог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
- Почему их так называют?
- Что интересного мы узнали о кукушке?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
|