Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»
Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.
Оборудования: картинки с изображением осенних признаков, магнитная доска, мяч, осенние листы, фонограмма, веточки с прикрепленными листиками желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребенка, оборудование для демонстрации опыта см. далее.
Скачать: Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят» (полный конспект)
Словарная работа: пронизывающий, неистовый, моросящий, колючий, хлорофилл, ксантофилл.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках на ковре
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие, сегодня вы сами расскажете мне о сезонном изменении в природе, а чтобы узнать о каком именно, отгадайте загадку.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (ответы детей)
- Осень
Воспитатель: Правильно, это осень.
Воспитатель: Назовите какие осенние месяцы вы знаете?
(ответы детей)
- Сентябрь, ноябрь, октябрь.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?
- Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают.
- Птицы улетают в теплые края.
- Животные готовятся к зиме.
- Солнце светит, но не греет.
- Часто идет холодный дождь.
- На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
- В лесу появились грибы и ягоды.
- Люди собирают урожай.
Все ответы детей сопровождаются вывешиванием соответствующих картинок на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, вы назвали один признак осени: листья желтеют и опадают. Как называется явление, связанное с опаданием листьев?
(ответы детей)
- Листопад.
Воспитатель: Скажите, а почему листья опадают?
(ответы детей)
- Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.
Воспитатель: А как вы думаете, какое явление помогает деревьям сбросить листву?
(ответы детей)
- Ветер.
Воспитатель: Давайте подумаем, каким может быть ветер осенью.
(ответы детей)
- Осенний, холодный, сильный, пронизывающий, неистовый и т.д.
Воспитатель: А хотите сами стать ветром и помочь деревьям? Тогда берите веточки с листочками, дуйте на них сначала легонько, а затем сильно и наблюдайте, что происходит.
Дети берут заранее заготовленные веточки с прикрепленными на них желтыми и зелеными листьями и дуют. Важно, чтобы зеленые листья держались крепко. Дети видят, что желтые листочки опали с веточек, а зеленые остались на них.
Воспитатель: Ребята, а почему зеленые листочки держатся на веточках?
(ответы детей)
- Потому, что к зеленым листикам вместе с водой еще поступают питательные вещества.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы знаете от чего листья зеленые? (здесь, дети обычно затрудняются с ответом). В листьях содержится птгиент, который называется хлорофилл. Это вещество помогает листикам в теплое время года поглощать солнечный свет, необходимый растениям для жизни. А осенью листья желтеют. Почему же это происходит мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы и закатать рукава.
Дети переходят за столы, на которых приготовлены гуашь, кисти и стаканчики с чистой водой и живые зеленые листья.
Воспитатель: Ребята, я думаю, что осенью приходит невидимый волшебник и раскрашивает листья в желтый и красный цвет. Давайте представим, что мы волшебники и раскрасим листья.
Дети раскрашивают листья и демонстрируют свои действия. Работа производится под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Скажите, ребята, а какое явление, которое часто происходит осенью, мы можем наблюдать?
(ответы детей)
-Дождь.
Воспитатель: А каким может быть дождь осенью?
(ответы детей)
- Холодный, проливной, моросящий, колючий, сильный и т.д.
Воспитатель: А теперь представьте, что пошел дождь. Что произойдет с вашими покрашенными листьями?
(ответы детей)
- Вода смоет краску.
Воспитатель: Устройте дождь вашим листьям.
Дети окунают покрашенные листья в стаканчики с водой и наблюдают.
Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод?
(ответы детей)
- Дождь смывает краску, значит, листья осенью никто не красит.
Воспитатель: Если желтый пигмент не может находится снаружи листа, значит, он находится внутри него. И убедится в этом нам поможет лабораторный опыт.
Далее идет демонстрация опыта.
Лабораторный опыт «Получение спиртовой вытяжки пигментов из листьев и их разделение»
Цель опыта: получить спиртовую вытяжку пигментов, показывающую детям, почему листья осенью меняют цвет. Прививать навыки практической работы.
Материалы: зелёные листья, вода, этиловый спирт, бензин.
Оборудование: ножницы, ступки с пестиками, штатив с пробирками, фильтровальная бумага, стакан, пипетка.
Порядок работы
- Лист растения мелко нарезается в чистую ступку. Тщательно растереть пестиком в однородную массу. Затем в ступку добавляется 1/2 см3 спирта и снова тщательно растереть. (Обратить внимание детей на то, что бесцветный спирт окрасился в зелёный цвет, т.е. хлорофилл, который имеет зелёный цвет, перешёл в спирт).
- Полученную вытяжку пигментов фильтруем через фильтровальную бумагу в пробирку.
- Разделим пигменты вытяжки. Для этого к 1-2 см3 вытяжки добавляем 1,5 объёма бензина и 2-3 капли воды. Пробирку хорошо встряхиваем и ждём.
Через 1-2 минуты хорошо становятся заметны два слоя – вверху бензиновый слой, внизу спиртовой. Верхний бензиновый слой становится зелёным, т.е. в бензин перешёл хлорофилл. Нижний спиртовой слой стал жёлтым. В спирте остался ксантофилл.
Вывод: в зелёном листе присутствуют хлорофилл – зеленого цвета и ксантофилл – жёлтого цвета.
Воспитатель: Итак, исходя из проделанного опыта, мы убедились, что в зеленом листе есть и зеленый пигмент, как он называется? (ответы детей) и желтый – ксантофилл, который появляется в листьях тогда, когда становится холоднее и растениям не хватает солнечного света.
Итог занятия
Игра «Подбери действие»
Воспитатель: Ребята, в начале занятия вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. (дети идут на ковёр). Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают на юг.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
От чего желтеют листья – От того что в них присутствует два пигмента: хлорофилл и ксантофилл.
Воспитатель: Молодцы, давайте поаплодируем себе за успешное занятие, до свидания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 56» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.О НАЛЬЧИК
Подготовил: Лисовец Татьяна Александровна Воспитатель
2016г.
|