С.Е. Левашова, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБОУ города Москвы «Школа № 1286» (дошкольное отделение «Радуга»)
Цель: Формирование и совершенствование навыков составления композиций из пуговиц, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Развитие композиционных навыков, пространственного представления.
- Воспитание эстетического вкуса, аккуратности и усидчивости.
- Развитие внимательности при выполнении практического задания.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук.
- Закрепление свойств различных материалов, используемых в работе: цветные карандаши, клей, пуговицы.
- Реализация творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности.
Скачать презентацию
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие
- познавательное развитие
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие.
Материалы и оборудование:
- листы плотной бумаги (формат A4)
- простой карандаш
- ластик
- цветные карандаши
- клей
- пуговицы разных цветов и размеров.
Демонстрационный материал: Презентация с поэтапным изготовлением картин с использованием пуговиц (Приложение 1).
Содержание занятия:
1 этап: На данном этапе необходимо раскрыть тему занятия.
Воспитатель загадывает детям загадку:
В дырочку нырнул кружочек, Словно маленький замочек Застегнул он курточку. Что же это? (Погувичка)
Воспитатель задает детям вопросы по теме занятия:
- Дети, а что же такое пуговица? (Застежка, продеваемая в петлю)
- Из каких материалов пуговицы делают пуговицы, какие вы знаете? (Пластмассовые, металлические, стеклянные и т.д.)
- Как вы думаете, для чего нам нужны пуговицы? (застегивать пальто и т.д.)
- Какой формы бывают пуговицы? (Круглые, с рисунками, с разным количеством дырочек, в виде животных и т.д.)
- этап: Беседа о пуговицах.
Воспитатель рассказывает детям историю возникновения пуговиц [1]:
В древности одежду зашнуровывали, завязывали тесемками или использовали деревянные брусочки, которые продевали в дырочки. Самые древние предметы, похожие на пуговицы были обнаружены в Индии. Они были сделаны из ракушек и использовались для украшения.
Первые настоящие пуговицы с петлями для застегивания одежды появились в 14 веке и быстро получили широкое распространение в Европе в качестве украшений из серебра и золота. На Руси пуговицы назывались «кляпыши». Люди верили, что пуговицы — это амулеты (обереги), которые отгоняют злые силы. Со временем, пуговицы становились разнообразнее и общедоступнее, их стали изготавливать из дерева, стекла и металла.
Даже с изобретением «молнии», пуговицы остаются необходимой часть нашей одежды. По назначению они делятся на плательные, пальтовые, костюмные, детские, форменные и бельевые. В мире создано немало музеев пуговиц, самые известные из которых находятся в Японии, Италии, Германии и Китае.
Далее воспитатель рассказывает детям стихотворения, приметы, пословицы и поговорки связанные с пуговицами.
Стихотворение о пуговице [2]:
Пуговицы вредные На пальто у Верочки! Мучаются бедные Пальчики у девочки!
Пуговки над Верочкой Будто издеваются: Прыгают, как белочки, С ниток обрываются!
Злые слезки катятся, Лоб сурово хмурится: «Не идти же в платьице Мне зимой на улицу!»
Приметы о пуговицах [3]:
- Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.
- Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
- Если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), нужно непременно застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей.
- Пришивать пуговицу на себе — «пришьешь память».
Пословицы и поговорки о пуговицах [3]:
- Умная умница — что светлая пуговица.
- На чужой рот пуговицу не нашить.
- С солдата пуговку не сорвешь.
- Застегнут на все пуговицы.
- Прост, как пуговица.
- этап: Изготовление картины с использованием пуговиц.
Воспитатель показывает детям презентацию с поэтапным выполнением работы. Наблюдает за работой детей и оказывает помощь в случае затруднений.
Порядок выполнения работы:
- Подготовим материалы, которые будем использоваться в работе.
- Делаем простым карандашом набросок животного (в примере представлены, рыбка и барашек) и обводим контур животного цветным карандашом.
- Используя цветные карандаши разукрашиваем нарисованное животное.
- Добавляем фон (в примере, для рыбки мы нарисовали морскую воду, песочек и водоросли, а для барашка — деревья, облака и траву).
- Украшаем животное пуговицами: приклеиваем пуговицы на клей на картину. Наилучший результат получается, если использовать пуговицы разных цветов и размеров. Можно украсить животное в соответствии с нанесенными цветами или наоборот, использовать цвета пуговиц отличные от цвета животного.
- этап: Физкультминутка.
Воспитатель делает вместе с детьми гимнастику [4]:
«Маланья»
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку»)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)
На Маланью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев)
Физкультминутка закончена.
4 этап: Продолжение изготовления картины.
5 этап: Подведение итогов занятия.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Что нового узнали на занятии? (Ответы детей)
- Какие виды пуговиц вы узнали? (Плательные, пальтовые, костюмные, детские, форменные, бельевые)
- Какую функцию выполняла пуговица на Руси? (Амулет, оберег)
- Что вызвало затруднение при работе? (Ответы детей)
- Что понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель с детьми рассматривает и обсуждает готовые картины.
Литература:
- Пуговица // Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //ru. wikipedia. org.
- Ефимова Т. Вредные пуговицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //stihi. ru/2010/06/04/898.
- Шмидт Л. Интересная пуговица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //proza. ru/2015/06/01/1533.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие / И.Е. Аверина — М.: Айрис-пресс, 2009. — 112 с.: ил. — (Культура здоровья с детства). ISBN 978-5-8772-3709-8.
|