Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе «Осень в березовой роще»
Цель занятия: Продолжать знакомить с произведениями живописи: картиной И.Левитана «Золотая осень». Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить создавать образ березы в рисунке по впечатлению от золотой осени, подбирая правильные цветосочетания.
- учить устанавливать связи между сменами трех видов осени
- продолжать знакомить с творчеством великих художников и их картинами
- подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение.
- продолжать формировать у детей представление о пейзажной живописи. Помочь детям правильно понять содержание картин великих художников, увидеть элементарные художественные средства, которые художники используют для передачи осенней природы.
Скачать: Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе «Осень в березовой роще» (презентация)
Развивающие задачи:
- упражнять в умении замечать красивое вокруг, выделять цвет как средство выразительности.
- использовать различные приемы кистью (всем ворсом и концом).
- закрепить умение располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.
- упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки.
- развивать речь и познавательные процессы детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла на работу, и мне к ногам упала вот эта веточка (держит в руках березовую веточку с желтыми листьями). Когда я ее увидела, она мне так понравилась, и у меня сразу поднялось настроение, и я желаю передать вам всем свое хорошее настроение через эти веточки, которые я вам приготовила. Посмотрите, какие на веточках листочки: желтые, золотистые, яркие, как будто от них передается солнечный свет. Поиграйте с ними. (Дети берут березовые веточки, любуются ими и улыбаются).
Воспитатель: А сейчас, присаживаемся на свои места, поставьте веточки в вазу, они нам еще пригодятся. Ребята, на самом деле сегодня необычайно светлый и солнечный день, везде и всюду красиво, ярко, всё золотом блестит. Это только бывает когда?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Верно, осень самая прекрасная пора из всех времён года. Она удивляет всех своим многообразием. Ребята, как вы думаете, какая может быть осень по внешнему виду?
Дети: Красная, жёлтая, оранжевая и т.д.
Воспитатель: Молодцы, верно, подметили цвета осени, которые характеризуют внешний вид по цвету, а я хочу добавить, что осень еще бывает яркая, красочная. А кто мне скажет, какая бывает осень по настроению?
Дети: Радостная, грустная, хмурая, печальная.
Воспитатель: Молодцы, все отлично подметили настроение осени, я бы от себя добавила, что она ещё бывает тёплой, солнечной, плачущим дождём. Вот, она, какая разная осень. А вообще, ребята, говорят, что бывает ещё три осени. Кто мне подскажет?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя. (Презентация)
Воспитатель: Правильно, существует поверье, что в природе осенью царствуют три осени: самая первая – ранняя. Какая же она ранняя осень? Я смотрю и вижу, что о ней нам желает рассказать Лиза. Мы слушаем тебя.
Ребенок: Ранняя осень приходит рано с теплом. На деревьях появляются чуть-чуть пожелтевшие листья. Птицы готовятся к перелётам. В лесу грибники собирают первые осенние грибы и начинают идти пока что тёплые дожди.
Воспитатель: Молодец, Лиза, она точно отметила характер ранней осени. Ранняя осень незаметно переходит в золотую. А кто знает об этой осени. Я думаю, с этим заданием справится Настя. Расскажи нам, пожалуйста, про золотую осень.
Ребенок: Золотая осень она называется так, потому что всё вокруг одето «в багрец и золото». Она радостная, яркая, красочная, богатая урожаем. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально — нежные лучи.
Воспитатель: А другая третья – поздняя. Я думаю, об этой осени с удовольствием расскажет Таисия, потому что я вижу по ее глазам, что она все знает.
Ребенок: Поздняя осень — она грустная, потому что улетают птицы в тёплые края. Чаще слышен тихий плач мелкого дождика, по утрам окутывает туман. С деревьев срывается и опадает последняя листва. Все чаще дуют холодные ветра, а по ночам наблюдаются заморозки. И наконец, падает первый снег.
Воспитатель: Молодцы, ребята, умницы. Как точно и интересно рассказали вы нам про эти три осени.
Показ презентации «Осень в картинках» с демонстрацией иллюстраций к картинам художников.
После показа картин на доске воспитатель выводит на экран картину И. Левитана «Золотая осень». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Воспитатель: Сейчас я хочу представить вам картину одного известного художника, посмотрите на экран и скажите, как бы вы назвали эту картину?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Верно, эта картина называется «Золотая осень» Её написал великий художник Левитан И.И.. Как вы думаете, почему художник назвал эту картину именно «Золотая осень»?
Дети: Потому что много желтого цвета, листья желтые на деревьях и т.д.
Воспитатель: Верно. Художник в картине использовал цвета осени. Как вы думаете, какая это картина по настроению?
Дети: Солнечная, жёлтая, радостная.
Воспитатель: А какие именно цвета использовал художник для передачи вида золотой осени?
Дети: Желтый, красный, оранжевый, зеленый …
Воспитатель: А в какой наряд оделся лес на картине?
Дети: Золотой.
Воспитатель: Это точно. Посмотрите еще раз внимательно на картину. Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные листья; лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди. На полотне перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
Перед нами березовая рощица. Береза — очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.
Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
Ну, что же пока все листья не опали, мы превратимся на некоторое время в осенние листочки.
Физкультминутка:
Мы листики осенние, На ветках мы сидим (присесть) Дунул ветер – полетели, Мы летели, мы летели (бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял (лёгкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели (присесть).
Воспитатель: (Дети ставят веточки в вазу, присаживаются на свои места). А сейчас, ребята еще раз внимание на экран, послушайте стихотворение знаменитой поэтессы Зои Федоровской про осень.
Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: -Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Ребята, о какой роще говорится в стихотворении?
Дети: березовая роща.
Воспитатель: Верно, как мы уже говорили, что многие художники, любят березы, часто изображают их в своих пейзажах. Поэтому я вам предлагаю посмотреть видеосюжет с картинами художников «Золотая осень в березовой роще». Посмотрите внимательно, как художники передали цвет, настроение картины, какие именно цвета они использовали для передачи образа золотой осени. Итак, внимание на экран.
«Золотая осень в березовой роще в картинах» — показ видеосюжета.
Воспитатель: Мы сегодня очень долго говорили об осени, о золотой осени, о внешнем виде, о настроении, увидели картины про золотую осень в березовой роще знаменитых художников, прослушали стихотворение. Сейчас я вам предлагаю превратиться в художников и нарисовать самим осень в березовой роще, какой вы её видите, какую вы хотите её видеть, и какие краски вы будете использовать, чтобы передать внешний вид золотой осени. А рисовать мы будем как художник на холсте, только не на настоящем, а из ткани. Хочу вас предупредить ребята, что ткань очень хорошо впитывает краску, поэтому предлагаю брать на кисточку побольше краски. Еще один момент мы с вами вспомним: деревья на переднем плане рисуем средней кисточкой, а деревья на дальнем плане – тонкой. А листья мы сегодня будем рисовать методом тычка. Я думаю, что вы отлично справитесь с этой задачей, успехов вам в вашем творческом труде. Итак, приступаем.
Дети усаживаются за столы, выбирают материал для рисования, самостоятельная деятельность. Звучит музыка Фридерика Шопена «Осенний вальс».
Воспитатель: Я заметила, что у Вас получились очень интересные картины про осень. Да, осень у всех получилась разная: у кого-то она грустная, у кого-то романтичная, кто-то представил осень в образе королевы. У всех получились превосходные крины, я могу с уверенностью сказать, что вы настоящие художники. Спасибо вам за работу.
(Дети затем обмениваются впечатлениями, объясняют, почему нарисовали именно такой портрет осени.)
В конце организовывается коллективная выставка работ детей.
|