Воспитатели:
- Голубцова М.А.
- Вакунова И.В.
Тип проекта: познавательно-исследовательский (октябрь)
Актуальность проекта:
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Проблема:
«Что нам осень принесла?»
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель
Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года.
Задачи:
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологические представления о растениях (деревьях) в природе, выделять характерные признаки;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в творческой деятельности;
- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе, развивать интерес к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
- расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
Итоговое мероприятие:
Выставка рисунков «Вот какая наша осень»
Развлечение «Здравствуй, осень!»
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми
- Подборка фотографий, литературы
- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- Разработка конспектов НОД
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Сбор природного материала
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
- Музыкальные пальчиковые игры
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи
Рассматривание репродукций картин
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
«Картины из осенних листьев»
Познавательное развитие
Цель:
- Формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; — подмечать особенности этого явления, делать выводы.
- Закреплять знания детей о смене времен года, воспитывать уважение к труду взрослых.
- Уметь классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
- Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
- Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Цикл наблюдений на прогулках:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за цветником, за перелетными птицами, за деревьями осенью, за насекомыми
Беседы:
- «Дерево – дом и столовая для животных»
- «Как звери осенью к зиме готовятся»
- «Осень – дивная пора»
- «Овощи, фрукты, ягоды»
- «Грибы – полезные и вредные»
- «Почему птицы улетают на юг»
- «Что изменилось в осеннем лесу»
- «Почему деревья сбрасывают листья»
- «Осенние хлопоты человека»
Ситуативная беседа:
- «Какие ты знаешь сказки, где один из героев — овощ или фрукт?»
- «Почему медведь зимой спит, а заяц — нет?»
- «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Экспериментальная деятельность
- «Простые опыты с природным материалом».
Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.
Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа,
опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Упражнения ФЭМП:
«Пересчитай листики»; «Сколько грибков», «Чего больше – овощей или фруктов?»
Просмотр мультипликационного фильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Осень».
Речевое развитие
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятий.
Закрепить представление об овощах и фруктах
Совершенствование грамматического строя речи, составление описательного рассказа с опорой на схему; активизация словарного запаса детей.
- «Поговорим про осень»
- «Фрукты и овощи»
- «Перелётные птицы»
Творческое рассказывание по темам.
- «Мы гуляли на участке»
- «Что я видел в парке»
- «Как я ездил с родителями в лес»
- «Что я видел (а) на речке»
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры.
- «Опиши словами осень»
- «Вспомни и назови»
- «Подбери действия»
- «Один — много»
- «Какой — какая»
- «Назови детенышей»
- «Назови ласково»
- «Вершки-корешки»
Разучивание пословиц.
Загадывание загадок про осень.
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Чтение художественной литературы:
- А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
- А. Пушкин «Осень» (отрывок)
- И. Демьянов «Осень»
- А. Барто «Шуточка про Шурочку»
- А. Фет «Ласточки пропали»
- А. Плещеев «Осенняя песенка»
- И. Бунин «Листопад»
- А. Твардовский «Ноябрь»
- Н. Грибачев «Рыжие листья»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
- В. Сутеев «Яблоко»
- В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»)
- Н. Сладков «Осень на пороге»
- И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин «Овощи и фрукты»
- «Осеннее путешествие в лес»
- «Магазин. Хлеб»
- «Семья»
- «Семья на огороде»
Дидактические игры:
- «Времена года»
- «Узнай по описанию»
- «Когда – это бывает?»
- «Осенний урожай»
- «Деревья и кустарники»
- «Третий лишний»
- «Угадай по контуру»
- «Чудесный мешочек»
- «Две корзинки»
- «Целое и части»
- «Продолжи узор»
Игры — драматизации по произведениям:
- «Три поросёнка» (с англ. С. Михалков)
- «Под грибом» (В. Сутеев)
- «Мешок яблок» (В. Сутеев)
- «Колосок» на стихотворения Е. Благининой
- «Репка»
Трудовая деятельность:
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для поделок)
Уборка опавшей листвы
Подготовка клумбы группового участка к зиме
Укрывание корней деревьев упавшей листвой
Беседы по ОБЖ:
- «Как вести себя в лесу»
- «Съедобные и несъедобные»
- «Почему в лесу нельзя ничего пробовать»
- «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья»
Художественно-эстетическое развитие
«Осенние деревья» (обрывная аппликация)
Цель: Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева. Продолжать освоение обрывной техники аппликации.
«Поляна грибов» (лепка)
Цель: Учить детей лепить грибы скульптурным способом. Развивать целостность восприятия. Учить соотносить цвет пластилина с цветом реального объекта.
«Золотая осень» (рисование)
Цель: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья.
«Рисование фруктов и овощей»
Цель: получение смешанных цветов на палитре; развитие творческих способностей; развитие стимулов к учёбе, самоконтроля.
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование
Раскраски на тему «Фрукты, овощи», «Грибы», «Листья».
Лепка
«Овощи»
«Фрукты»
«Грибы»
Аппликация
«Ветка рябины»
«Осенние листья»
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»
И. И. Левитан «Золотая осень»
И. Шишкин «Осень»
Е. Волков «Октябрь»
В. Поленов «Золотая осень»
И. Бродский «Золотая осень» и др.;
Музыка
Игра с листьями музыка С.Л. Насауленко
Осень наступила С.Л. Насауленко
Пальчиковая песенка-игра «Капуста»
Игра-приветствие «Здравствуй, небо голубое»
Танец «Зашагали ножки»
Песня «Дружба» муз. Савельева
Игра «Волшебный зонтик»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастка
«Вышел дождик погулять»
«Листочки»
«Листья»
«Осенний букет»
«Капуста»
«Грибы»
«Мы – осенние листочки»
Дыхательные упражнения.
«Сдуй листок»
«Листопад»
«Дует ветерок»
Подвижные игры
«У медведя во бору»
«Совушка»
«Перелет птиц»
«Раз, два, три, названный лист бери»
«Найди пару»
«К названному дереву беги»
«Поймай листок»
«Филин и птицы»
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?», «Витамины с грядки»
Изготовление папки-передвижки на тему «Осенние фантазии»
Привлечь родителей к изготовлению костюмов к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин овощей», сшить одежду для кукол по сезону — осень.
Участие в выставке работ на тему «Картины из осенних листьев», подборка иллюстраций, литературы;
Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;
Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
3. Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
-выставка «Что нам осень подарила!»
-выставка рисунков «Вот какая, наша осень»
-альбом «Осень разная бывает»
-фотогазета «Мы и осень»
Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
|