Честных Елена Витальевна. Конспект НОД по Познавательному развитию. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с миром природы. Тема: «Путешествие в осень» — итоговое занятие

Конспект НОД по Познавательному развитию. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с миром природы. Тема: «Путешествие в осень» — итоговое занятие по теме «Осень» в подготовительной к школе группе.

Честных Елена Витальевна МБДОУ «Детский сад № 165» г.Чебоксары Чувашской Республики

Цель:

  • Сформировать у детей обобщенное представление об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
  • Обобщить знания детей о последовательности осенних изменений в природе.
  • Познакомить с образом осени в произведениях искусства и музыке.
  • Приобщать детей к прекрасному.
  • Воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: Большой конверт с письмом; Конверты с текстами заданий — 3; Буквы, для составления слова; Корзина большая с овощами: капуста, морковь, картошка, свекла, лук, чеснок, тыква, гриб, репка; Корзинка маленькая с яблоками – сюрприз; Листики: красные — 9 шт., желтые — 9 шт.

 

Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года» «Октябрь»,

Картины с осенними пейзажами И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники»; В.Д. Поленов «Золотая осень».

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми входит в музыкальный зал. У воспитателя в руке большой конверт.

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила по дороге почтальона, он вручил мне письмо. А письмо какое-то странное, толстое, тяжелое, все разукрашенное. Давайте прочитаем, что написано на конверте.

Кому: Детский сад № 165 Подготовительной к школе группе «Крепыш».

- Ребята, это нам?

- А от кого не написано, только какая-то загадка. Попробуем ее разгадать и узнать, кто написал нам письмо?

Читает загадку: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен.
Кто же я?

- Значит это письмо от Осени. Давайте откроем и прочитаем, что она нам пишет.

Вскрывает письмо, читает: «Дорогие ребята, пришла пора мне уходить на покой, скоро мое место займет Зима и, чтобы не было так грустно расставаться, я приглашаю вас совершить Путешествие в Осень и еще раз поговорить обо мне. Согласны?! Тогда я предлагаю вам посетить три мои поляны, а вот какие, вы узнаете, когда выполните мои задания. Буду очень рада, если вам у меня понравится. Осень».

- Ну, что ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие — в чудесную страну, в страну загадочную, полную тайн, в прекрасную страну, под названием Осень.

Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит Осень...

- А какие осенние месяцы вы знаете?

- А какие изменения произошли в природе осенью?

- А вы знаете приметы осени?

- А пословицы и поговорки об осени вы знаете?

- А, давайте, почитаем осени стихи?

Читают стихи об осени

В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердуе только грустнее.
Стаи птиц улетают, прочь, за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Бродит в роще листопад по кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер легкий и игривый.

И послушно ветру вслед листья улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.
Осень подойдет неслышно, тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни на дорожку упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая — куст малины в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их накроет тень, станет пасмурной река -

Третья верная примета: осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди, моросящие дожди
Пеленой затянут просинь — значит, наступила осень.

- Молодцы. Как много вы знаете стихов, пословиц, примет об осени. Давайте узнаем, какая же первая поляна нас ждет.

Открывает конвертик с заданием: Сложите из букв народное название первого месяца осени.

- Как называли месяц сентябрь в давние времена? Почему? (Складывают слово из букв -Хмурень).

- Как хорошо вы справились с заданием. Первая поляна называется — Сентябрь. Скажите, а чем занимаются люди в сентябре, что они делают? (Ответы детей)

- Посмотрите, а на столе лежат разноцветные листочки и стоит корзинка. Это осень приготовила нам загадки, а отгадки мы с вами будем собирать в огороде и складывать в эту корзину.

1. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

2. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

3. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)

4. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом... (Картошка)

5. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть от и не драчун, а... (Лук)

6. Вырастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож. Если только пожуешь
Даже маленькую дольку — будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

7. Золотая голова — велика, тяжела
Золотая голова — отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

8. Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи и в винегрет. (Свекла)

9. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы. (Гриб)

- Вот как щедро одаривает нас осень своими дарами, какой урожай овощей мы собрали! Давайте поблагодарим осень, скажем ей: Спасибо!

- Ну, что отправимся на следующую поляну. Следующее задание от осени: «В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы завяли и усохли, трава потемнела. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым, синим морям». О каком месяце говорится в отрывке? Как он называется в народе?

- Правильно, этот отрывок о втором месяце осени – об Октябре. Народ называл этот месяц «листопад», «грязник». И мы с вами попадаем на вторую поляну Осени.

Октябрь — это самый красивый месяц осени. Это чудесная пора золотой осени во всем ее очаровании. Она вдохновляла художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов — стихи.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

- Так красиво писал об осени Александр Сергеевич Пушкин.

Почему Пушкин назвал Осень — унылой порой? Очей очарованье?

- Сейчас мы с вами послушаем произведение композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года» месяц «Октябрь».

Садятся на стульчики. Прослушивание записи.

-Что рисует нам музыка Петра Ильича? Какие картины вы представляете, когда слушаете эту музыку?

-Художники тоже много писали картин о золотой осени. Давайте рассмотрим картины и, увидим, как художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками.

Рассматривают картину И.Левитана «Золотая осень»

- Как вы думаете, можно ли сказать об этой картине ‚ что здесь изображено «золотое чудо природы»?

- Найдите, что здесь золотое?

- Мы видим, как желтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берез красиво оттеняет синеву реки и голубизну неба. Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким желто-зеленым ковром.

-А какие еще краски используют художники в своих картинах?

-Да, на картине Поленова «Золотая осень» мы видим еще и оранжевые цвета и красные, и даже кое-где зеленый цвет. Краски яркие, насыщенные, сочные, как писал А.С. Пушкин «пышное природы увяданье».

А теперь посмотрите на другую картину И.Левитана и скажите, какой еще бывает осень? (Хмурая, грустная, печальная, унылая, дождливая...).

Физкультминутка.

- Представьте, что мы с вами идем по осеннему лесу, под ногами шуршат листья. Вот мы остановились на красивой поляне:

Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.

Руки встряхнули, вверх потянулись — ветер срывает листву.

В сторону руки — плавно помашем — птицы на юг улетят.

Листья повсюду в ярком наряде

Всюду кружит листопад!

Листочки кружатся на ветру и тихо ложатся на землю!

-Ребята, у нас осталось еще одно задание от Осени, еще одна поляна. Прочитаем его: «Как называется месяц осени, про который в народе говорят, что он «полузимник» — ворота зимы? Прочитайте про него стихотворение»

- Ребята, какой это месяц?

- А кто прочитает нам стихотворение про ноябрь?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора...

- Вот мы уже и на третьей поляне, которая называется — Ноябрь. Это последний месяц осени. Всего несколько деньков осталось до конца осени, а на улице уже ляжет снег. И все готовы к приходу зимы: люди подготовились, утеплив свои дома и заготовив урожай, растения уснули до весны, и звери подготовились к этой поре, поре снегопадов, стуж и метелей. И осень хочет с нами поиграть в игру

«Верно — не верно»: Знаем ли мы, как зимуют звери? Она прислала нам листики желтые и красные. Возьмите себе по одному желтому листику и по одному красному. Желтый листочек вы будете поднимать, когда будете соглашаться со мной, а красный — когда вы будете со мной не согласны. А я буду вам читать о том, как проводят зиму звери.

1. Волк зимой холодной желтая

Ходит злой, голодный.

2. Заяц серый норку вырыл, листочками укрылся и спит под красная

кустом.

3. Медведь — хозяин леса строгий, красная

Он зимой не спит в берлоге,

Он бредет по чаще голой,

Ищет мед в дупле у пчелок.

4. У лисы хвост пушистый, мех золотистый, красный

В лесу живет, зимой в норе лапу сосет.

5. Белка — пушистый серенький зверек желтая

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей проворней и быстрей

6. Ежик — колючий недотрога, живет в глуши лесной, красная

Свернулся он клубочком и по сугробам снежным

он катится домой.

- Вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось путешествие в осень? Вы много знаете про осень, про то какой она может быть красивой и капризной, золотой и дождливой, пестрой и богатой, щедрой и унылой.

Пора ей уходить, ребята,

Но в том не осень виновата.

А вслед за ней зима идет

И Новый год с собой ведет.

Она к нам в гости вновь придет,

Но лишь на будущий год.

А осень приготовила нам подарок: отгадайте загадку: Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко.

- Что это? Правильно, это яблоки и осень угощает нас своими дарами (воспитатель вносит корзинку с яблоками).

Скажем: «Спасибо!» Осени за интересное путешествие и пусть приходит к нам снова и радует нас своей красотой и щедростью.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Марина Боровкова. Праздник осени в детском саду 'Осень, осень торопись'
  • Жамсаранова Ханда Валериевна. Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе по теме «Осень. Приметы осени»
  • Маслова Людмила Николаевна. Сценарий праздника осени в разновозрастной группе детей дошкольного возраста «Волшебница-осень»
  • Сечина Мария Александровна. Сценарий праздника осени «Кикимора и Осень»
  • Савочкина Елена Петровна. Конспект прогулки в старшей группе «Осень – чудная пора, любит осень детвора».
  • Шешегова Нина Михайловна. Проект «Осень, осень у ворот кружит листьев хоровод»
  • Чуркина Алёна Александровна. Сценарий праздника осени в старшей группе «Музыка Осени»
  • Главный Редактор. Две осени - Сценарий праздника осени и урожая
  • Змеева Надежда Владимировна. Проект во второй младшей группе «Осень, осень, в гости просим!»
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сценарий осеннего праздника «Осень, осень, в гости просим»
  • Фролова Юлия Николаевна. Проект «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»
  • Главный Редактор. Сочинение по картине Левитана - Золотая осень
  • Берестовая Наталия Станиславовна. 1 октября день пожилых людей «Пусть осень жизни будет золотой».
  • Юлия Фирсова. Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень
  • Немцова Надежда Анатольевна. НОД в подготовительной группе Тема: «Рассматривание репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Рисование на тему «Осенний лес»».
  • Яковлева Ульяна Валерьевна. СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ «Навстречу золотой осени!»
  • Козылова Надежда Владимировна. Презентация «В гостях у золотой осени»
  • Фомина Елена Евгеньевна. Осенний праздник для детей младшей группы. «ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА!»
  • Шишкова Елена Геннадьевна. Осенний праздник «ОСЕНЬ СЛАВНАЯ ПОРА»
  • Хрипунова Елена Серафимовна. Конспект НОД Тема: «ЗОЛОТАЯ ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ!»
  • Миняйло Эльвира Николаевна. Конспект итогового мероприятия в рамках реализации проекта «Времена года» /осень/ с детьми старшей группы «Осенние краски»
  • Иванова Елена Николаевна. Сценарий праздника - Золотая волшебница Осень
  • Саватеева Светлана Павловна. Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в старшей логопедической группе на тему: «Вот она, какая осень золотая»
  • Гумарова Фания Жамсатиновна. Сценарий мероприятия для детей и родителей. День здоровья 'Здравствуй, осень золотая'.
  • Хохлова Елена Викторовна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Осень – милая пора» в старшей группе
  • Миллер Анастасия Владимировна. Занятие на тему «Золотая волшебница Осень»
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Шевель Евгения Васильевна. Паспорт проекта 'Осень золотая, в гости к нам пришла'.
  • Самородина Надежда Валерьевна. Конспект интегрированной непосредственно — образовательной деятельности Тема занятия: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень».
  • Дятлова Анна Николаевна. Проект «Осень – чудная пора»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь