Цель: Формировать представление детей с временем года осень, с ее характерными признаками.
Задачи:
«Речевое развитие»
Обогащать словарь детей; (Осень золотая, пестрая, разноцветная, небо серое, хмурое, осенью дождливо).
«Познавательное развитие»
Учить детей рассматривать на картинках осенние признаки природы: «светит солнышко», «на небе туча», «идет дождь», «появились лужи», «на деревьях пожелтели и опадают листья», «Что надевают дети осенью на прогулку?» (показ куклу Машу одета по сезону).
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
«Художественно-эстетическое развитие» Помочь детям «увидеть» красоту осенней природы.
«Физическое развитие»
Развивать двигательную активность путем использования на занятии здоровьесберегающее технология; (Пальчиковая игра «Дождик», Игровое упражнение «Через лужи я скачу», Физкультминутка «Листопад».)
Методы и приемы:
Практические: Пальчиковая игра «Дождик, игровое упражнение «Через лужи я скачу»,
игровое упражнение (дыхательная гимнастика) «Ветерок», игровое упражнение «Найди листья большие и маленькие», физкультминутка «Листопад».
Наглядные: Демонстрационный материал — картины на тему осени, листочки осенние разных цветов и размеров, кукла Маша в осенней одежде, поляна.
Словесные: Беседа по картинам, проговаривание стихотворения, вопросы.
Материалы и оборудование: Осенние картины на мольберте, вырезанные осенние листочки (большие и маленькие, красные, желтые, зеленые), «Через лужи я скачу».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим с вами об осени. Приглашаю вас посмотреть картинки.
(Педагог обращает внимание на картины на мольберте). Какое время года на картинках, кто догадается? (Побуждает ответить: «Осень»).
Сюрпризный момент вернулась с прогулки.
Воспитатель кукла Маша ходила на прогулку и наблюдала за осенними явлениями.
Сначала солнышко светило ярко, было светло, тепло и радостно. (Побуждает повторить слова — «тепло», «светло», «ярко», «радостно». Обращает внимание на солнышко). Сегодня солнышко не светит и очень хочется тепла,
но кукла Маша одета тепло на прогулку; штаны, куртка, шапка, шарф, ботинки. Маша одета теплые вещи.
Воспитатель: Давайте все вместе позовем солнышко, чтобы стало светло:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
На ребяток погляди
И ребятам помаши
(Побуждает порадоваться, помахать ручкой).
Воспитатель: Но с каждым днем осенью солнышко светит все реже, оно мало греет. Небо все чаще бывает серым, хмурым, тучи прикрывают солнышко. Становится все холоднее и холоднее.
В небе мы видели с вами тучи. Что это? (Побуждает повторить слово «тучи»). Осенью бывают дожди. (Обращает внимание на картинки).
Пальчиковая игра «Дождик».
Была тишина — тс-с-с,
тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с На слово «тишина» палец к губам и произносим
«тс-с-с»
Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. В это время поднимаем руки вверх, раскачиваем
в стороны, как качающиеся деревья, и изображаем
ветер, дуем «шшш»
И вот уже дождик, тихонько,
ты слышишь, Начинаем стучать пальчиками одной руки по ладошке другой. И наоборот.
Закапал, закапал, закапал по крыше. Теперь стучим ладошками (тихо)
Наверно, сейчас барабанить
он станет. Усиливаем стук ладошками (громче)
Уже барабанит, уже барабанит! И сильно-сильно стучим ладошками (громко)
Воспитатель: Когда идет дождик — на земле, на асфальте появляются лужи.
Игровое упражнение «Через лужи я скачу»
Через лужи я скачу!
Ножки я не промочу! Разложить на полу «лужи» (листы бумаги лужи).
Перешагиваем «лужи».
Воспитатель: Осенью дует холодный ветер, качает деревца.
Игровое упражнение (дыхательная гимнастика) «Ветерок»:
Я ветер сильный, я лечу, Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос.
Лечу, куда хочу! Повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть.
Хочу налево посвищу, Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох.
Могу подуть направо, Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох.
Могу и вверх и в облака, Опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот.
Ну, а пока я тучи разгоняю! Круговые движения руками.
Воспитатель: Листья красные, желтые летят и на землю ложатся.
Подвижная игра:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба, листья клена
Большой букет соберем,
И подарим Маше.
Воспитатель: Ребята, Какого цвета вы листочки собирали?
Дети: Зеленые, желтые, красные. (Показывает и называет цвет, повторяет с детьми).
Воспитатель: Летом все листья были зеленые. (Побуждает назвать «зеленый» цвет, показать зеленые листья).
Воспитатель: На деревьях осенью появляется много желтых, золотистых листьев. Осень называют «золотой». (Обращает внимание на картинку, на листья, побуждает повторить слова «желтый», «золотой», предлагает показать названный цвет).
Воспитатель: Осень называют разноцветной, пестрой, потому что появляются на деревьях еще и красные листья. (Побуждает назвать слово «красный», показать красные листья). Листья опадают, под ногами — разноцветный ковер из листьев — зеленых, желтых, красных.
Воспитатель: А какие листья по размеру? Они одинаковые? Посмотрите!
Дети: Нет, не одинаковые! Большие и маленькие.
Воспитатель: Листья бывают большие, бывают маленькие. По цветам могут одинаковые.
Ребята, возьмите себе один листочек — какой вам больше всего нравится. (С каждым ребенком уточняется окраска и размер листика) после положат на стол.
Воспитатель: Посмотрите ребята. Сколько стало листьев на поляне?
Дети: Много!
Воспитатель: Ребята вставайте на ножки
Давайте мы с вами представим, что мы — осенние листочки.
Физкультминутка «Листопад», (звучит» Осенний вальс).
Листопад, листопад, (Дети кружатся расставив руки вверх)
Листья, желтые летят. (Разные стороны бегают)
Кружатся, кружатся,
И на землю ложатся. (Дети кружатся и плавно приседают).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Закрепление
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки.
Что вы видите на них?
Что вы заметили? (Побуждает детей увиденного рассказать — гриб вырос в осеннем лесу, дети гуляют под зонтиком и пр.)
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательно рассматривали картинки, увидели много интересного, играли с листиками, перешагивали «лужи».
Воспитатель: Ребята, посмотрите: Что нам осень подарила
Воспитатель показывает детям «яблоки» и угощает.
|